Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

Эпоха в ритме танца. Клубный гид по Свингующему Лондону 60-х


В конце 50-х годов британская молодежь повально увлеклась американской музыкой: рок-н-роллом и блюзом, ритм-н-блюзом и соулом. Сам туман Альбиона как будто стал менее плотным, и все больше достижений американской поп-индустрии находили дорогу к британским слушателям, а иммигранты с Ямайки знакомили англичан с жанром ска. Появилась субкультура модов (англ. mod, произв. от modernist), которая впитала в себя все новые веяния. Моды стали основной публикой на концертах и вечеринках. 

Столь бурный всплеск в мире музыки не мог не отразиться на жизни британской столицы, и в конце 1950-х годов в Лондоне резко увеличилось количество ночных клубов. В районе Сохо – главном торгово-развлекательном квартале города – на площади в два с половиной квадратных километра появилось больше дюжины клубов, по некоторым из которых мы сейчас пробежимся.


 
 

Flamingo   | 1952 – 1967


Легендарный клуб Flamingo был основан лондонским бизнесменов и фанатом джаза Джеффри Крюгером. В 1952 году в рамках ресторана на Ковентри-стрит он открыл место под названием «Джаз в Мейплтоне», позиционировавшееся как весьма респектабельное заведение с качественной музыкой и дресс-кодом (мужчины должны были приходить в галстуках). Свое окончательное название – «Фламинго» – клуб получил от популярной одноименной джазовой композиции 1941 года, часто звучавшей в стенах этого заведения. Высокая репутация Flamingo привлекала даже зарубежных звезд: в середине 50-х на его сцене блистали легенды американского джаза Билли Холидей, Элла Фитцджеральд и Сара Вон.

Вход в клуб Фламинго, 1967
 
В 57-м клуб переехал на Уордор-стрит, а спустя два года его возглавил Рик Ганнелл, бывший боксер и вышибала, выросший в одну из центральных фигур лондонской музыкальной индустрии тех лет. 

Место быстро стало популярным среди выходцев из британских колоний и американских солдат с близлежащей военной базы. Именно Ганнелл открыл талант знаменитого теперь британского певца и пианиста Джорджи Фейма, сделав его вместе с группой The Blue Flames резидентами клуба. 

Джорджи Фейм вспоминает: «Из белых в Фламинго ходило лишь несколько модников. Когда я впервые пришел туда играть, я был не на шутку напуган. Но как только стал выступать там регулярно, я почувствовал себя как рыба в воде». 

 
 
Клуб представлял собой огромный зал в подвале старинного дома. Аскетичный интерьер составляли две сцены с балконом, пяток кресел из кинотеатра, бар и прилавок с хот-догами. 

У Фламинго не было лицензии на алкоголь, но ритм-энд-блюзовый певец Джино Вашингтон вспоминает, что подростки проносили с собой скотч или бурбон, заказывали в баре колу и смешивали себе коктейль. Драки и потасовки здесь были обычным явлением.

Интерьер Flamingo конца 50-х

В начале 60-х антураж и репутация клуба изменились: заведение притягивало лучших музыкантов и танцоров, но вместе с ними и мошенников, торговцев наркотиками, бандитов, сутенеров и девушек легкого поведения. 

Антинаркотический полицейский рейд, 1962    

Танцпол Flamingo, начало 60-х

Мало кто знает, но именно в клубе Фламинго берет начало знаменитый политический скандал «Дело Профьюмо». В 1962 году клуб стал в прямом смысле ареной боев между любовниками известной танцовщицы кабаре и прирожденной авантюристки Кристин Килер. В результате этой душещипательной и растиражированной таблоидами истории, в которой фигурируют отчеты британской разведки МИ5 и даже имя советского дипломата-офицера ГРУ Иванова, пришлось уйти в отставку министру обороны Великобритании Джону Профьюмо, публично уличенному в связях с Килер. 

Кристин Килер, 1962
 
В связи с инцидентом американским служащим было запрещено посещать Фламинго. К счастью для заведения, это не сказалось на его популярности, ведь количество модов – страстных любителей джаза и ритм-энд-блюза – неуклонно росло, и аудитория клуба расширялась. 
 
По пятницам и субботам до полуночи звучал джаз, а затем наступала пора «Оллнайтера» (англ. Allnighter Club) – до шести утра темный, забитый до отказа зал превращался в рай модов и центр «свингующего Лондона». Со свежих виниловых пластинок лились новейшие хиты ритм-энд-блюза, а на сцене играли самые энергичные и модные группы. Во Фламинго постоянно выступали Джорджи Фейм, Крис Фарлоу, Джино Вашингтон и Зут Мани, тусовались The Beatles, The Rolling Stones и Джими Хендрикс. 
 
В середине 1960-х движение модов вышло на пик, и клуб вновь стал приглашать американских звезд: Стива Уандера, Джерри Ли Льюиса, Джона Ли Хукера и Билла Хейли. Клуб был переименован в «Розовый Фламинго». В дальнейшем Рик Ганнелл был обвинен в махинациях с недвижимостью, и в 1967 г. место закрыли.

Группа Zoot Money позирует у входа перед своим концертом, 1964

Королева модов и первая в мире супермодель Твигги ужинает с поклонниками, 1966
 
 
 
 
Marquee   | 1958  2008

На уже известную читателям Уордор-стрит переехал в 1964 г. с Оксфорд-стрит еще один легендарный клуб The Marquee («Маки́» – ‘шатер’). Заведение открылось в 1958 г. и стало колыбелью британского блюза. Именно здесь выступал «отец британского блюза» Алексис Корнер, основавший вместе с Сирилом Дэвисом группу Blues Incorporated. Имена музыкантов, которых она взрастила, говорят сами за себя: в ней начинали Грэм Бонд, Чарли Уоттс (The Rolling Stones), Джек Брюс, Джинджер Бейкер (оба The Cream) и Арт Вуд (брат Ронни Вуда, основавший группу The Artwoods, в которой играл будущий клавишник Deep Purple Джон Лорд). 

Именно в Marquee 12 июля 1962 г. дали свой первый концерт The Rolling Stones, а в 1964-м легендарному американскому блюзмену Сонни «Бой» Уильямсону аккомпанировали тогда еще малоизвестные The Yardbirds. Там же они записали свой первый альбом "Five Live" Yardbirds.

Хиппи и битники на входе в Marquee, первая половина 60-х

Танцпол Marquee, 1966

Концерт The Yardbirds с участием легендарных рок-гитаристов Джеффа Бека и Джимми Пейджа, Marquee, 1966
 
 
Многие другие будущие звезды: The Who, Manfred Mann, The Spencer Davis Group, John Mayall's Bluesbreakers, Род Стюарт также выступали в этом клубе. В небольшой студии, оборудованной в гараже на заднем дворе, записали свой хит "Go Now" The Moody Blues, а впоследствии ею пользовались Элтон Джон, The Clash и многие другие. 

The Marquee не остался в стороне от новых музыкальных направлений и со второй половины 60-х принимал в своих стенах Pink Floyd, Джими Хендрикса, The Cream, Led Zeppelin, King Crimson и Jethro Tull. 

Икона мод культуры группа The Who, бэкстейдж Marquee, 1964

Джими Хендрикс в Marquee, май 1967

Концерт The Rolling Stones в Marquee, 1971

Группа King Crimson в гримёрке Marquee, май 1969
 
В 70-е годы здесь играли лучшие представители панк-рока и «новой волны»: Sex Pistols, The Jam, The Damned, The Buzzcocks, Eddie and the Hot Rods, The Stranglers, The Police, The Cure, Joy Division, The Skrewdriver. По-прежнему на сцене появлялся Алексис Корнер, выступали там и Dire Straits. 
 
Прославился The Marquee и своими «секретными» концертами, на которых под другими названиями играли Genesis (как Garden Wall), The Jam (как John’s Boys), Iron Maiden (как The Entire Population of Hackney), Принц и Mötley Crüe.

Помещение на Уордор-стрит было продано в 1988 г. менеджеру Рода Стюарта. Клуб переехал на Чаринг Кросс Коуд, и в начале 90-х там выступили Metallica и Dream Theater. На новом месте The Marquee закрылся в 1996 г.

Афиша концерта в Marquee британской команды The Face — преемников легендарной мод группы The Small Faces, 1969

Начало эпохи Mod Revival, стильный моб у входа в Marquee, 1979

Лидеры эпохи Mod Revival и Новой волны - 
британцы The Jam, конец 70-х
  
 
 
 
The Scene   | 1963  1966

The Scene начинал как джазовый клуб, а к 1963-му году полностью изменил концепцию в соответствии со своими новыми клиентами – модами. Клуб пригласил диджея Гая Стивенса, который крутил самый свежий американский ритм-энд-блюз. Во второй половине 60-х Стивенс стал первым менеджером Procol Harum и придумал само название группы, взяв за основу кличку своего кота. Впоследствии знаменитый диджей продюсировал альбом London Calling группы The Clash.

Виниловая пластинка с хитами The Scene, выпущенная после его закрытия   

Что касается групп, выступавших в The Scene, резидентами здесь были Грэм Бонд, Зут Мани, и Джорджи Фейм, а иногда там играли The Animals и The Who. В The Scene наведывались ведущие знаменитого ТВ-шоу Ready Steady Go!, чтобы пригласить самых стильных посетителей в качестве массовки для своей передачи. 

Группа The Who не только выступала в The Scene, но и зажигала на танцполе, август 1964

Несмотря на огромную популярность, клуб не мог похвастаться соответствующими габаритами: оплатив вход и получив заветный штамп на руку, вы спускались в неожиданно тесное полуподвальное помещение с низким потолком и крошечной сценой. Вдоль стены располагались закрывающиеся кабинки, которые распахивались полицейскими во время регулярных рейдов. У противоположной стены находился бар, кабинка диджея и скамейки. В баре наливали только безалкогольные напитки, и, по отзывам посетителей, кола была ужасной.

Суровый интерьер The Scene и его завсегдатаи, 1965

Клубом управлял Ронан О'Рэхилли. Он открыл небольшую студию, в которой записал Джорджи Фейма. О'Рэхилли отнес пластинку на Би-би-си, но оказалось, что индустрия давно монополизирована титанами звукозапиcи EMI и Decca. Тогда в 1964 г. предприимчивый молодой человек без единой лицензии основал собственную радиостанцию Radio Caroline, вещавшую с борта корабля. В 1967 г. пиратская радиостанция была официально признана нелегальной, а еще в 1966 г. перестал существовать клуб The Scene – первый этап в истории модов подходил к концу. 

Молодые лондонские моды припарковали свои скутеры во дворике у входа в The Scene
 
 
 
 

The Bag O'Nails   | 1930-е  наши дни


На параллельной улице бутиков Карнаби - Кингли-стрит - находился клуб The Bag O'Nails, который чаще называли просто The Bag. Местом руководили знаменитые братья Рик и Джон Ганнеллы. Ранее заведение носило название The Pinstripe Club, и именно в это время здесь в первый раз появились вместе на людях Джон Профьюмо и Кристин Килер.

Интерьер The Bag O'Nails середины 60-х

Материал о The Bag O'Nails в известном британском журнале о музыке NME, 1967

В конце 1966-го года в клубе впервые выступил тогда еще малоизвестный гитарист Джими Хендрикс. В зале присутствовали лучшие музыканты Англии: Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Старр, Лулу, The Hollies, The Small Faces, Пит Таунсенд, Джон Энтвисл, Мик Джаггер, Брайан Джонс, Джорджи Фейм, Донован, Джефф Бек и Эрик Клэптон, который уже был знаком с Хендриксом и тем, на что был способен гений. Зал был поражен, и музыкальная газета Record Mirror вышла с заголовком «Мистер Феномен».

Дебютный британский концерт Джими Хендрикса в The Bag O'Nails, 1966
 


Гламурные танцы в The Bag O'Nails, вторая половина 60-х
 
Как видно по списку гостей, The Bag O'Nails был весьма популярным местом среди знаменитостей – он стал своеобразным справочником «Кто есть кто» в мире британской музыки 60-х годов. Именно здесь 15 мая 1967 г. на концерте Джорджи Фейма Пол Маккартни познакомился со своей будущей женой Линдой. Заведение было достаточно пафосным и дорогим, поэтому в основном здесь отдыхала золотая молодежь, богема и прочие сливки прогрессивного столичного общества. 

Частый гость The Bag O'Nails Пол Маккартни общается с известным светским фотографом в перерыве между кадрами, май 1967
 
Модная публика за игровым столом в The Bag O'Nails, 1966
 
  
 
 

The 100 Club   | 1942  наши дни


По адресу Оксфорд-Стрит, 100 находился клуб с весьма логичным названием. Первоначально, когда он еще назывался Feldman Swing Club, здесь выступали ведущие американские джазмены, включая Бенни Гудмана, и местные музыканты, а в середине 60-х появился 100 Club. 


Танцпол The 100 Club, начало 60-х

Секретный концерт The Rolling Stones в The 100 Club, 1982 

По легенде, именно здесь битлы Леннон и Харрисон впервые попробовали ЛСД . В 1976 году в клубе прошел первый международный панк-фестиваль: на его сцене выступили Sex Pistols, Siouxsie and the Banshees, The Clash, The Damned, The Buzzcocks и другие. 

100 Club по-прежнему открыт и принимает у себя самую долгую серию оллнайтеров в мире северного соула – «6T’s Rhythm and Soul Society», запущенную знаменитым модом Рэнди Козенсом в 1979 году. По состоянию на 2015-й год вечеринки идут вот уже 36-й год кряду.

Sex Pistols на панк-фестивале 1976 года в The 100 Club

Гламурные панки у входа в The 100 Club - на афише Sex Pistols и The Clash, 1976
  
 
 
 
Hatchetts   | 1968 – 1978

Открытый в 1968 году на знаменитой Пикадилли клуб Hatchetts расположился в старинном здании постройки начала XVIII века. Когда-то здесь находился отель Hatchetts и бар White Horse Cellar (Подвал Белая Лошадь), упомянутые в знаменитом романе Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». В 60-е годы XX века клуб Hatchetts вдохнул новую жизнь в это переживавшее послевоенный упадок историческое место, став важной точкой на ночной карте столицы.

Высокую планку Hatchetts задавал прямо со входа, конец 60-х

Инновационный интерьер привлекал в Hatchetts гламурную публику
 
Подсвеченный, из матового стекла танцпол и посеребренные стены были чем-то особенным для того времени, в полной мере отражая передовой дух Свингующей эпохи. В роли конферансье здесь заводил публику популярный диск-жокей BBC Radio 1 Майкл Прескотт (он же Император Роско), а на сцене регулярно выступали американский соул певец Эдвин Старр, британские психоделические рокеры Status Quo и Amen Corner, а также Джорджи Фейм и бывший клавишник и автор песен The Animals Алан Прайс, в 66-м начавший сольную карьеру. 

Стеклянный танцпол Hatchetts был диковинкой для 60-х и произвел фурор

Аплодисменты ведущему вечера - Императору Роско, конец 60-х
 
Подобный бар мог бы стать украшением клуба и в наши дни, конец 60-х

Завсегдатаями Hatchett были The Beatles и Rolling Stones, здесь часто кутили барабанщик The Who Кит Мун и основатель группы Motörhead Лемми Килмистер. Роскошный антураж, кокаиновая атмосфера, далеко не демократичные цены, строгий фейс-контроль и море звездных гостей позволили клубу долгое время оставаться воплощением богемной жизни Лондона, в которой талант, слава и богатство органично сочетались с наркотическим угаром, круглосуточными вечеринками и промискуитетом эпохи сексуальной революции. 

Модели и танцовщицы Hatchetts в диско нарядах, конец 60-х

Модели и танцовщицы Hatchetts в стилизованных японских национальных нарядах

Джазовый концерт в Hatchetts, конец 60-х
 
  
 
 
La Discotheque 

Все дороги ведут модов в Сохо, и мы опять возвращаемся на Уордор-стрит. В паре шагов от Flamingo расположился La Discotheque, отличавшийся от других клубов тем, что позиционировал себя как первую настоящую дискотеку в Лондоне: никаких групп – только пластинки. Место берет свое начало в конце 50-х годов, когда одним из крупнейших землевладельцев в городе был печально известный Питер Рахман. Слово «рахманизм» (англ. Rachmanism), обозначавшее эксплуатирование и запугивание съемщиков недобросовестными землевладельцами, даже вошло в оксфордский словарь.

Вход в La Discotheque, май 1964

Питер Рахман начал расширять свою «империю», открывая сеть игорных заведений. Одним из них стал распахнувший свои двери в 1956 г. клуб El Condor, который мог похвастаться тем, что его посещали даже члены королевской семьи Эдвард, герцог Кентский, и принцесса Маргарет.

В начале 60-х годов заведение открыли заново под названием La Discotheque, сохранив богатое убранство Эль Кондора. На открытие Рахман взял Мэнди Риз-Дэвис. Как-то раз на очередной вечеринке Мэнди даже плеснула коктейлем в лицо одному из братьев Крей – знаменитых гангстеров, контролировавших большую часть организованной преступной деятельности в лондонском Ист-Энде на рубеже 1950-х и 1960-х годов.

Танцы в La Discotheque, 1967
 
  
 

Klooks Kleek   | 1961  1970


Напоследок нельзя не упомянуть неприметную дверь вдалеке от Сохо, на северо-западе Лондона - в числе тех, кто вошёл нее, были The Rolling Stones, Джими Хендрикс, Эрик Клэптон, Род Стюарт,The Cream, Jethro Tull, The Yardbirds, Грэм Бонд, Зут Мани, Крис Фарлоу, Джон Мейолл, Джорджи Фейм и Джино Вашингтон - и этот список можно продолжать до бесконечности. Клуб был детищем джазового энтузиаста Дика Джордана, который открыл его в 1961 г. Поначалу место ориентировалось на джаз, но в связи с набравшей огромную популярность черной американской музыкой Джордан выделил вечер вторника под ритм-энд-блюз.

Билет в Klooks Kleek, начало 60-х

Британские блюз-рокеры Ten Years After во главе с гитаристом Элвином Ли, 1968

В то время как весь мир заболевал битломанией, Лондон оставался верен блюзу. Между прочим, буквально в соседнем помещении располагался офис звукозаписывающей компании Декка, которая совершила ошибку века, отказавшись подписать контракт с The Beatles по причине того, что «гитаристы выходят из моды». Как известно, дважды они ошибку не повторили и заполучили The Rolling Stones, которых можно было услышать вживую прямо по соседству – в Klooks Kleek.

Однако не менее интересные записи рождались в самом клубе: The Graham Bond Organization – Live at Klooks Kleek (1964), John Mayall & The Bluesbreakers ‎– John Mayall Plays John Mayall (1965), Zoot Money's Big Roll Band ‎– Live At Klook's Kleek (1966), The Cream – Klooks Kleek ’66 (1966) – эти чудесные альбомы были записаны прямо во время живого выступления в украшенной коврами и бархатными занавесками викторианской гостиной, в которой даже не было сцены. 



Здесь не было ни специального освещения, ни звукорежиссеров, ни саундчека – группы просто подключали оборудование и играли. Музыка варьировалась от околоджазового r&b Фейма к сырому блюзу Мейолла, от чувственности Джино Вашингтона к безумствам Зут Мани, смешавшего разноплановые композиции в единый взрывной коктейль. 

В Klooks Kleek блистал и Грэм Бонд, ушедший из Blues Incorporated и собравший собственную команду. К сожалению, она просуществовала совсем недолго, т.к. басист Джек Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер покинули группу, чтобы сформировать вместе с Эриком Клэптоном легендарную The Cream, но это произошло не раньше, чем Graham Bond Organization завоевала репутацию самой уважаемой ритм-энд-блюз группы того периода. В ноябре 1966-го The Cream сами сыграли в Klooks Kleek, и совсем скоро трио стало одной из величайших рок-групп в истории. 

  
 
Афиша концерта Led Zeppelin, 1969

 
Музыкант Аллан Эштон вспоминает:
«Я был там, и меня они не впечатлили, возможно, потому что я все еще был зол из-за их ухода от Бонда. «Cream никогда не смогут добиться успеха», - думал я. Упс!
…Несмотря на то, что у всех этих мест был свой колорит и преданные поклонники, для меня ни одно из них не могло сравниться по звуку, атмосфере и уюту с Klooks Kleek»

К сожалению, времена меняются и в 1970 г. Klooks Kleek прекратил свое существование, оставив замечательные записи и взрастив плеяду выдающихся музыкантов.

Концерт в Klooks Kleek британских рокеров The Spice, 1969
 
Подошел к концу краткий экскурс в историю клубной жизни Лондона 60-х годов. Это было время революции в музыке, культуре и моде. Эти места вошли в историю. В темноте подвалов звучали песни американских звезд, и молодые англичание, которые там играли, сами стали легендами. The Rolling Stones, Pink Floyd, Джими Хендрикс и многие другие британские исполнители, начинавшие в Лондоне 1960-х, прославились на весь мир и на все времена.

Образ, созданный молодыми ребятами, тонко чувствовавшими музыку и эпоху, до сих пор остается эталоном стиля.
Лицо города преображается, музыканты и клубы сменяют друг друга, но высокий стандарт, заданный полвека назад, остается актуальным.

Сергей Кошелев 

Музыкант, участник групп The Zou Bisou, The Jibes
Специально для Merc





Posted By Merc Russia on 10 июн 2015

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!