Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

Субкультуры. Моды — Очень британский феномен


Британская культура распространяется по миру не первое столетие, и даже крушение колониальной империи и бремя войны не ослабило её влияние. Английская чопорность и приверженность традициям стала притчей во языцех, но сложно переоценить вклад этой страны в культуру молодёжную, не терпящую застоя, стремящуюся к свободе и новизне.

Одним из самых ярких примеров этого феномена является субкультура модов, истоки которой следует искать среди молодёжи конца 50-х годов. В те годы словом «модернист» называли поклонников современного джаза, противопоставляя их любителям джаза традиционного. Модернисты, или сокращённо «моды», разбирались в бибопе, увлекались идеями экзистенциализма и одевались в стильные костюмы. 

Аутентичное и современное издание книги английского журналиста и писателя Колина Макиннеса 1959 года «Абсолютные новички» о новом поколении лондонской молодежи, в которой впервые использован термин «Мод»

Отчасти мод-движение появилось как своеобразный ответ британской субкультуре тедди-боев — криминализированной молодежи из рабочей среды, слушавшей американский блюз и стремившейся подражать «золотой молодежи», одеваясь по моде эпохи короля Эдуарда VI. 

Лондонские тедди-бои, 1954

Тедди-бои середины 1950-х, Кенсингтон, западный Лондон

Касательно социального слоя ранних модов мнения несколько расходятся: некоторые считают их выходцами из рабочей среды, другие же полагают, что их породил средний класс лондонского Ист-Энда. В частности, на возникновение модов могла оказать сильное влияние культура битников и молодых представителей лондонской богемы.

Британские моды в фиштейл парках, 1963

Моды английского города Брайтон — второй после Лондона столицы мод-движения, 1964

Моды в фиштейл парках, Каннинг-Таун, Лондон,1970-е

Моды на Юнион-стрит в Глазго, Шотландия, начало 1980-х


Фиштейл Парка Merc Tobias
Артикул Tobias вдохновлен оригинальными армейскими парками, которые британские модернисты сделали символом своего движения в 1960-х


Этому способствовала и атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться всё больше молодёжи из рабочей среды, и кроме джаза всё чаще зазвучал ритм-энд-блюз. Пленённые зажигательностью записей лейблов Стакс, Чесс, Атлантик и Мотаун, дикой энергией блюза Мадди Уотерса, Бо Диддли и Хаулин Вулфа, ритмичностью ска, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали в себе чувство стиля и любовь к музыке.

Юные моды танцуют блюз, Англия, Базилдон, графство Эссекс, 1963

Лондонские моды в 1967 году

Джаз и вдохновленный ямайскими ритмами R&B были саундтреком мод-культуры в 1960-е


Брюки Merc Sta-Prest
Начиная с середины 1960-х культовая модель Ста-Прест вышла на первое место в брючном гардеробе британских модернистов


Пока талантливые музыканты туманного Альбиона осваивали новую музыку, коллекционеры пластинок с радостью хвастались свежими записями гениальных американских исполнителей: Ли Дорси, Сэма Кука, Джеки Уилсона, Артура Александера, Джеймса Брауна и других любимцев модов начала Шестидесятых. 

К середине десятилетия вершин успеха достигли Марвин Гей, Вилсон Пикетт, Отис Реддинг, Доби Грей, Смоки Робинсон, группы The Supremes и Martha & The Vandellas. 

Завоевали сердца модов и британские коллективы, такие как Georgie Fame & The Blue Flames, Zoot Money’s Big Roll Band и Graham Bond Organization. Под их хиты молодёжь оставляла последние силы на танцполе, отдав последние деньги за новый костюм. 

Одетые с иголочки моды в лондонском кафе, 1966

1965 — По последней моде: модернисты на улицах Лондона

Рубашка пейсли — еще одна знаковая деталь образа британских модернистов, начиная со второй половины 1960-х

Субкультура — феномен более содержательный, чем идеально подобранная одежда, танцы и музыка, но без этих слагаемых моды немыслимы. Излюбленными местами модернистов стали лондонские клубы The Scene, The Flamingo, и The Marquee, а также манчестерский Twisted Wheel. Эти легендарные для современных модов заведения оказали значительное влияние на культуру послевоенной Британии. Клуб Flamingo принимал у себя многих звёзд первой величины, включая Сару Вон, Эллу Фитджеральд, Стиви Вандера, а также помог британцам познакомиться с ямайским ска.

Моды на вечеринке Zoot Money в клубе Фламинго, Лондон, 1964 

Большая компания модов в лондонском Сохо, 1967

Английские моды приехали на скутерах в Брикстон, южный Лондон, 1963


Мужской Плащ Макинтош
Плащ rain mac — почти такая же икона мод-стиля как фиштейл парка или Харрингтон


В клубе The Marquee выступал Алексис Корнер, которого назовут отцом британского блюза. Через его собранную в 1961-м году группу Blues Incorporated пройдут выдающиеся британские музыканты из The Rolling Stones, The Cream и многих других команд, о чьих беспрецедентных мировых успехах будут говорить как о «Британском вторжении».

 
Клубный концерт Blues Incorporated, Лондон, 1961. Слева-направо: Dave Stevens, Dick Heckstall-Smith, Alexis Korner, Jack Bruce, Mick Jagger, Cyril Davies
 
1964, Апрель — Концерт на Уэмбли: лондонский мод в костюме и шляпе pork-pie

С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции Шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, The Who, The Small Faces и десятки других английских групп.

Обложка журнала Time за апрель 1966г — первое упоминание термина "Свингующий Лондон"

Легендарная британская мод-группа The Who на стиле, 1966

The Who в середине 1960-х: барабанщик Кит Мун в знаковом для мод-гардероба вязаном поло с полоской


 
Родоначальники мод-движения — британская группа The Kinks, середина 60-х

Лидер The Small Faces Стив Марриот в культовом вязаном поло в полоску на обложке британского музыкального журнала Rave за ноябрь 1966 года

Трикотажные Поло
Уникальная ретро линейка вязаных поло Merc продолжает наследие нашего мод-гардероба, являя собой образец аутентичного стиля в современном исполнении


В сфере моды Великобритания также стала ведущим экспортёром: мини-юбка, этот символ сексуального раскрепощения, была придумана британским дизайнером Мэри Куант. Очаровательные британки Джин Шримптон и «Королева Модов» Твигги стали первыми топ-моделями с мировыми именами.

Твигги на обложке Vogue, октябрь 1967

Моды любуются на девушку в мини-юбке, Лондон, Carnaby st., 1965

]
1964, Май 7 — Одетые с иголочки моды красуются на фоне тюнингованного скутера в районе Пэкхем южного Лондона.

Британский флаг попал даже на пиджаки и платья. Заинтересованность в клиентах из числа модов привела к появлению марок одежды вроде Merc и бурному развитию бутиков на знаменитой Карнаби-стрит в лондонском Сохо. Молодым людям теперь не обязательно было доставать костюмы от итальянских портных: английские им ничуть не уступали. Карнаби задавала тон, а весь мир внимал и копировал. 



Лондон, Карнаби-стрит, 1967

Моды пришли на Карнаби-стрит приодеться, Лондон, 1967

Модная компания на Carnaby Street, Лондон, 1966

Знаменитая фотография The Who 1965 года авторства известного британского фотографа Тони Фрэка: именно эта фотосессия послужила мощным толчком для популяризации в мод-культуре знака Королевских ВВС (таргета)


Футболки с таргетом
Вот уже более 50 лет  футболка с мишенью является узнаваемым символом мод-кардероба Merc, неизменно присутствуя в каждой нашей коллекции


На телевидении отражением британского вторжения стали такие шоу как «Ready Steady Go!» и «Top of The Pops». Ready Steady Go, начинавшая в 1963-м году как заурядная музыкальная передача, быстро сменила стиль, став знаменитым на весь мир молодёжным шоу о музыке, моде и модах.

Битлз — живое выступление на телевизионной программе "Ready, Steady, Go!", 20 марта 1964


Моды и скутеры, Лондон, 1967

Определённо можно сказать, что рост популярности субкультуры способствовал консюмеризму, но вместе с тем внимание к модам со стороны общественности показывало, что молодёжь начинает играть в консервативном обществе Великобритании гораздо более заметную роль. На их жизнь, проблемы и нужды начали обращать чуть больше внимания. Не всегда это внимание было на руку модам: в частности, в мае 1964-го вся страна узнала об их жестоких столкновениях с рокерами на пляжах южной Англии в Брайтоне, а правительство начало глушить пиратские радиостанции, сориентированные на неуемных британских тинэйджеров.


Моды против рокеров, Англия, Брайтон, 1964

Знаменитая передовица британской национальной таблоидной газеты Daily Sketch за 19.05.1964 стала фото символом беспорядков с участием модов и рокеров, потрясших несколько городов южного побережья Англии. Спустя пятнадцать лет эта сцена была экранизирована культовой лентой Квадрофения.

Однако в определённый момент наступило пресыщение. Мода, в отличие от стиля, вещь преходящая, а во второй половине Шестидесятых речь шла именно о моде на соответствующую субкультуру. Молодёжь в среднем переставала руководствоваться чутьём и носила увиденное на шоу Ready, Steady, Go!, группы играли ту, а не иную музыку, так как она была востребована, а моды первого поколения просто-напросто взрослели и отрешались от повальной истерии. 

После пика наступил спад, и к концу Шестидесятых годов моды, как бы это ни звучало, практически вышли из моды. Кто-то, включая музыкантов, увлёкся находившейся на пике популярности психоделической музыкой, а кто-то сделал акцент на своё рабочее происхождение. Такие моды («хард-моды») стали теми, кого назвали скинхедами.

Хард-моды, Англия, Ковентри, 1969

Скинхеды и хиппи, площадь Пикадилли, Лондон, 1967

Однако первой массовой молодёжной субкультуре Великобритании предстояло стать ещё и самой долгоживущей, потому как было в ней нечто, далеко выходящее за рамки очередной модной тенденции. Заметно это стало всего через несколько лет после спада.

Со второй половины Семидесятых соул-музыка приобретала всё более фанковое звучание, не импонировавшее модам-пуристам, в особенности проживающим на севере Англии. Увлечение редкими и уже старомодными записями без примеси фанка вылилось в движение, названное Северным соулом (Nothern Soul). В его рамках очень активно развивалась танцевальная составляющая культуры модов и характерные для северного соула танцы теперь стали визитной карточкой направления. Ко второй половине Семидесятых северный соул вышел на пик популярности и распространился по всей Северной Англии и Мидлендс.  


Клуб Casino — мекка поклонников Северного соула 70-х, Англия, Уиган

1970-е — Поклонники Северного соула штудируют пластинки в pop-up store, развернутом в Wigan Casino прямо на вечеринке

В конце декады возникло направление «Mod Revival» — буквально «мод-возрождение». Этот музыкальный жанр вобрал в себя элементы современных ему панк-рока и нью вейва, а также пауэр-попа в духе The Who и Small Faces — порождения мод-сцены Шестидесятых. Мод-ривайвл подарил музыке немало успешных групп, среди которых наибольшую известность приобрела легендарная The Jam во главе с Полом Уэллером. 

Обложка британского журнала Observer, посвященная Возрождению модов, 1979




The Jam на Карнаби стрит, Лондон, 1979

1977 — The Jam в магазине музыки на Карнаби-стрит в Лондоне. Основатель и лидер группы Пол Уэллер в знаменитой куртке Харрингтон

1979 — Популярная Mod Revival группа Secret Affair у знаменитого клуба The Marquee в Лондоне: сразу несколько участников коллектива одеты в Харрингтоны


Куртки Харрингтон
Больше, чем куртка. Вещь, определившая поколение. Культовые классические Merc Harrington Jackets производятся почти в неизменном виде с 1967 года и являются сердцевиной бренда


Стиль одежды модов в целом остался прежним – элегантные брюки, костюмы, парки, рубашки и поло. Уэллер ввёл моду на двухцветные ботинки, которые можно было увидеть в шестидесятые на Брайане Джонсе, Роджере Долтри и других рок-звёздах. Не забыли моды и о полюбившихся им ещё в первую волну итальянских мотороллерах Vespa и Lambretta.

Моды эпохи Mod Revival, Англия, Бертон, 1979

Моды 1980-х на Грейт-Мальборо-стрит неподалеку от знаменитой Карнаби-стрит в лондонском Сохо: как и в 60-е, рубашка поло — ключевая деталь мод-гардероба

Mod Revival стиль и классическая рубашка поло

Хрестоматийный мод-образ из фильма Квадрофения — культового британского кино 1979 года о поколении британской молодежи 60-х


Рубашка Поло Card
Классические тенниски Merc выпускаются на протяжении уже более 50 лет из хлопковой ткани пике в широкой палитре расцветок и являются важной частью наследия бренда


В Восьмидесятые годы северный соул приобрел новых поклонников. Также, некоторые моды обратили внимание на современный им ска лейбл 2 Tone Records и редкие записи Шестидесятых годов, получившие новую жизнь благодаря переизданиям и названные специалистами фрикбитом. Этот термин стали применять по отношению к музыке, представляющей собой переходную ступень от ритм-энд-блюза к психоделии и прогрессивному року. 

Где-то неподалёку от мод-сцены пребывал и гаражный рок, полюбившийся некоторым модам ещё в период своего возникновения в середине 60-х, а ныне, как и фрикбит, оживлённый многочисленными переизданиями старых композиций и группами, черпающими в них своё вдохновение.

Тихий час на пляже в Брайтоне, начало 80-х

Моды из группировки Coventry boys, Англия, Ковентри, 1981

Британские ривайвл-моды 1980-х

В Девяностые годы мод-ривайвл Семидесятых сам послужил основной для новой британской музыки — бритпопа, а многие исполнители продолжили подпитываться идеями непосредственно Шестидесятых годов, в их числе, конечно же, Oasis и Blur. Само мод-движение повзрослело, стало более светским и трендовым, но ничуть не опопсовилось. 

Братья Галлахеры из Oasis и футболка с символикой cеверного соула, середина 90-х

Гитарист Blur Грэм Коксон в своем именном пиджаке Merc в магазине Merc на Карнаби-стрит, 2006

Моды начала нулевых в знаменитых пижонских костюмах Merc Tonic Suit

Тусовка модов начала нулевых в одежде Merc

Сейчас, в двадцать первом веке, культура модов не теряет своей актуальности. Перед современными модами стоит широчайший выбор: кому-то по душе тот самый джаз, соул и ритм-энд-блюз, для кого-то родная стихия  акробатический вихрь северного соула, для других икона стиля  Пол Уэллер, — и все они находят единомышленников  слушателей, диджеев и музыкантов. 

Нетрудно найти и лейблы звукозаписи, марки одежды, модели скутеров и проигрыватели пластинок, удовлетворяющие взыскательным вкусам современных модернистов. 

Образ Merc второй половины нулевых: клетчатая рубашка button-down, V-neck, брюки Sta-Prest и знаменитые Bowling shoe


Эффектный модовский костюм Merc коллекции 2008 года — похожий носили участники группы The Who
 
Фиштейл парка — символ гардероба модов и сердцевина стиля Merc


С момента появления модов прошло полвека, а их культура все так же привлекает в свои ряды ценителей богатейших музыкальных традиций, не перестающих подпитывать музыкантов со всего света, и людей, очарованных сдержанной элегантностью британского стиля, ставшего классическим, но оставшегося удивительно современным.

 

Сергей Кошелев

Специально для www.merclondon.ru




Posted By Merc Russia on 29 июл 2014

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!