Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

развернуть левое меню

Субкультуры. Эпоха Возрождения — The Mod Revival


Десятилетие «Swinging Sixties» оставило после себя богатое наследие в музыке, дизайне и моде, подвергающееся переосмыслению на каждом новом историческом витке. Результатом этой актуализации становится появление новых форм, предлагающих современное видение исконных явлений. В контексте субкультуры модов таким процессом стала в 80-е эпоха Mod Revival, вдохнувшая новую жизнь в историческое движение.

 
 
 
Как известно, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Однажды закончиться было суждено и первой волне мод-культуры: наделав шума в 60-х, к концу десятилетия субкультура уверенно двигалась к своему закату. Старые музыкальные герои постепенно сдавали позиции, в клубах начинала звучать совершенно другая музыка, да и главных действующих лиц – модов становилось всё меньше и меньше: одни разочаровывались в идеалах, другие с головой погружались в набиравшие популярность психоделик-рок и Северный cоул (Northern soul) или примыкали к скинхедам, но большая часть просто взрослела, приобретая с возрастом не только жизненный опыт, но и собственные семьи, а вместе с ними и взрослые проблемы, — тут уж не до танцев в пятницу вечером и поездок с друзьями на море. 

Лондонские скинхеды первой половины 70-х. Источник

Вечеринка Северного соула в легендарном лондонском клубе Wigan Casino, 1975. Источник

Наступившие Семидесятые в музыкальном плане зеркально отличались от Шестидесятых. Кумиры миллионов, The Who и The Kinks, сосредоточились на создании концептуальных альбомов и рок-опер, неоднозначно встреченных преданными поклонниками, а The Small Faces и вовсе распались. На волне массовых беспорядков во время демонстраций за права рабочего класса возник панк-рок – основанная на пролетарской ярости панк-субкультура отрицала консюмеризм как таковой: ребятам в рваных майках было явно не до пошитых на заказ костюмов с Карнаби-стрит и мотороллеров Vespa. 


Панки в Лондоне, конец 70-х. Источник 

Настроения по другую сторону Атлантики были другими: там в моду вошел ньювейв – поп-музыка новой волны, сочетавшая элементы рока, диско и того же панк-рока. Эпицентром ньювейва были нью-йоркские клубы CBGB и Studio 54, каждый вечер притягивавшие законодателей яркой и блестящей музыкальной моды, от Talking Heads до Blondie. Таким образом, ещё в середине семидесятых не было никаких предпосылок к возрождению субкультуры модов, тем удивительнее, что именно эти столь непохожие друг на друга музыкальные жанры способствовали её возвращению. Если у возникшей в Британии в конце пятидесятых мод-культуры первой волны не было ярко выраженных лидеров, то через двадцать лет этот лидер появился, и звали его Пол Уэллер.

_____________________

«Еще в середине 70-х не было никаких 
предпосылок к возрождению субкультуры модов»
_____________________

 

Лидер The Jam Пол Уэллер, 1977. Источник

The Modfather – Пол Уэллер в 1978-м. Источник

Джон Уильям Уэллер-младший появился на свет в 1958 году в Уокинге в рабочей семье: его отец был таксистом, а мать – уборщицей. Именно родители стали называть сына Полом, и это короткое имя мальчику очень нравилось. С детских лет Пол впитал любовь к популярной музыке 60-х – соулу и особенно року: The Who, The Small Faces и, конечно, The Beatles, под влиянием которых он ещё в школе научился играть на гитаре. Решение создать собственную группу Уэллер принял в 1972 году после похода на концерт Status Quo. Тогда ещё не имевший названия коллектив состоял из Пола и его школьных друзей и сначала играл кавер-версии песен The Beatles по небольшим клубам Вокинга под чутким руководством Уэллера-старшего – отец взял на себя организацию концертов сына. К 1975 году у группы, назвавшейся The Jam, появился стабильный состав: Пол Уэллер – вокал и гитара, Брюс Фокстон – бас-гитара и бэк-вокал, Рик Баклер – ударные. 

_____________________

«Если у мод-культуры первой волны в 60-е не было 
ярко выраженных лидеров, то через двадцать лет 
этот лидер появился, и звали его Пол Уэллер»
_____________________


The Jam – кофе-брейк на Beak Street, Лондон, 1978. Источник

Первый успех пришел к The Jam одновременно с выходом дебютного сингла «In The City» в апреле 1977 года. Яркая песня с текстом о полицейском насилии быстро попала в UK Top 40, а вышедший в мае того же года одноименный альбом тут же привлек внимание публики. Критики отмечали отличие The Jam от остальных групп: это был панк-рок с энергией Sex Pistols и The Clash, но с значительным влиянием рока и соула шестидесятых. Тексты Уэллера, убежденного сторонника левых взглядов, о жизни рабочего класса звучали как никогда актуально, тогда как имидж группы разительно отличался от внешнего вида остальных команд. Отвергая присущую панкам грязную и неаккуратную одежду, Уэллер придерживался подчеркнуто элегантного мод-стиля: приталенные костюмы, узкие галстуки, харрингтоны и, конечно, зеленая фиштейл-парка. Спустя много лет вокалист The Jam рассказывал в интервью, насколько важно ему тогда было не только играть идеальную музыку, но и идеально выглядеть. 

The Jam позируют на Карнаби стрит в знаменитых Union Jack Jackets, Лондон, конец 70-х. Источник

Сразу после взлета The Jam стиль Пола Уэллера стал копироваться тысячами юных поклонников, что заставило музыкальную прессу заговорить о возможном возрождении интереса к мод-культуре. Через полгода после «In The City» свет увидел «This is The Modern World» – второй альбом The Jam, сразу же оказавшийся в британских чартах, а в ноябре 1978 года вышел «All Mod Cons», включавший не только хит-синглы «Down in The Tube Station at Midnight» и «All Around The World» (последний вышел в Англии отдельной пластинкой и был включен в американскую версию альбома), но и «David Watts» – кавер на The Kinks, и всё сразу встало на свои места, – субкультура модов снова оказалась на пике популярности. Началась эпоха Mod Revival.
_____________________

«Сразу после взлета The Jam стиль Пола Уэллера стал копироваться тысячами юных поклонников, что заставило музыкальную прессу заговорить о возможном возрождении интереса к мод-культуре»
_____________________

 

The Jam на обложке сингла «Down in the Tube Station at Midnight», 1978. Источник

Моды на лондонской Ganton Street, лето 1979-го. Источник

Моды на стиле, Лондон 1979. Источник

Начало 80-х – группа модов около легендарного клуба The Marquee, Лондон. Источник
       
О предпосылках возрождения мод-культуры до сих пор существуют разные мнения. Многие из тех, кто видел всё своими глазами, настаивают на сильных различиях в настроениях модов шестидесятых и семидесятых. Если в 60-е субкультура ассоциировалась с оптимизмом в эпоху послевоенного экономического роста, в 70-е всё было несколько иначе: экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего, поэтому новые моды протестовали не против скучного времяпрепровождения, а против политики властей, проводивших социально жесткие непопулярные реформы, и в первую очередь, «железной леди» Маргарет Тэтчер. Увлечение музыкой и изысканной одеждой стало для ребят из рабочих семей способом отвлечься от царившей в стране депрессии. Более того – среди некоторых последователей Mod Revival появились националистические настроения: в период кризиса среди рабочего класса всё больше нарастало недовольство приезжими с Ямайки, – считалось, что они отбирают места у коренных британцев. 

_____________________

«Если в 60-е мод-культура ассоциировалась с оптимизмом 
в эпоху послевоенного экономического роста, 
то в 70-е она стала способом отвлечься 
от царившей в стране депрессии»
_____________________


Из паба на прогулку – лондонские моды конца 70-х. Источник


Группировка модов в английском Линкольншире, начало 80-х. Источник


Mod Weekender на острове Хейлинг, Англия, середина 80-х. Источник
 
Многие моды той эпохи вместе со скинхедами поддерживали набиравшую силу правую партию «Британский национальный фронт» и «Британское Движение», чьи сторонники в ходе многочисленных массовых беспорядков по всей Британии во второй половине 70-х - первой половине 80-х участвовали в столкновениях с мигрантами, антирасистскими левыми силами и полицией. Таким образом, идеи, абсолютно чуждые модам первой волны, стали близки многим модам семидесятых, движение стало более политизированным и близким по степени агрессии к скинам и панкам. К счастью, со временем это ушло в небытие, и сегодня мод-культура не ассоциируется с ультраправыми взглядами.

Манифестация «Британского Движения» (The British Movement), которому симпатизировали многие моды 80-х, Ноттинг-Хилл, Лондон. Источник

«Битва в Луишеме» — под таким названием вошли в историю уличные беспорядки 1977 года в спальном районе Лондона Lewisham, где столкнулись радикальные сторонники Британского национального фронта и мигранты, поддержанные левыми. В этих события на стороне правых участвовали и некоторые моды.  Источник

Манифестация левого движения Rock Against Racism (Рок против расизма), Луишем, Лондон, 1977. Источник

«Чудовища» — первополосный заголовок еще одного британского таблоида («Дейли экспресс») об уличных зверствах модов и скинхедов, прокатившихся по всей стране во время Bank Holiday весной 1980-го. Неспокойное было время. Источник

Юные моды и скинхеды в Брайтоне, 1979. Источник

Важную роль в развитии субкультуры сыграл культовый английский музыкальный журнал NME, в апреле 1979 года посвятивший феномену возрожденного мод-движения статью на четыре страницы, – во времена, когда печатная пресса и телевидение были главными источниками получения информации, это было важно. Здесь же красовалась реклама первой Mod Night – ночной мод-вечеринки в клубе Bridge House, расположенном в лондонском Ист-Энде. На этой знаменитой площадке в конце семидесятых играли все главные группы того времени: Iron Maiden, Dire Straits, молодые U2 и многие другие, но участниками Mod Nights были только проверенные резиденты – помимо The Jam на сцене выступали Secret Affair, The Chords, Purple Hearts и The Lambrettas, а диджеи крутили самые актуальные соул-пластинки. Вечеринки пользовались огромной популярностью и стали регулярными, придав Bridge House культовый статус в мод-культуре.

Пиджак в полоску, костюм Tonic, белые рубашки button-down и узкие галстуки – типичный лук эпохи Mod Revival. Ну и скутеры, во всем своем блеске! Англия, 80-е. Источник

Аншлаг на концерте The Chords в знаменитом лондонском клубе Marquee, 1979. Источник

Лондонские моды на воскресном променаде в Сохо, середина 80-х. Источник


Брюки Sta-Prest по щиколотку, темный кардиган с глубоким вырезом на пуговицах, белое поло — классический mod look 80-х. А также черные лоферы и белые носки (в ту пору такое сочетание было модным). Источник

Помимо The Jam и близких им по звучанию групп, музыкальные вкусы новых модов мало отличались от предпочтений модов первого поколения: классический американский соул с лейбла Motown и музыка, выпускаемая на независимых соул-лейблах, лежавшая в основе близкой модам субкультуры «Северного соула», популярной в начале семидесятых, и, конечно, The Who и The Kinks. Среди отвергавших расизм модов, как и прежде, в ходу были и ска с регги, особенно в их новом звучании, получившем название 2 Tone; яркими представителями этого стиля были The Specials, The Selecter, Madness и Bad Manners.

_____________________

«Музыкальные вкусы новых модов мало отличались от предпочтений 
модернистов первого поколения. Практически неизменными 
оставались и главные элементы стиля»
_____________________

Практически неизменными оставались и главные элементы стиля – костюмы с иголочки, парки, кашемировые V-neck’и, брюки Sta-Prest, броги и лоферы из 60-х снова стали актуальными. Важным новым элементом Mod Revival были Weller shoes – классические туфли черного цвета с белым верхом; впервые появившиеся в конце шестидесятых в гардеробе The Rolling Stones, эта обувь особенно почиталась Полом Уэллером, за что и получила своё название. 

Как и свои предшественники, моды конца семидесятых проводили выходные за танцами в клубах и выездами на мотороллерах на Bank holidays, на которых, как и десятилетием раньше, случались потасовки с представителями других субкультур; многие подробности тех событий забылись за давностью лет, но кое-где в Сети ещё можно найти упоминания о грандиозных драках между модами и скинхедами с одной стороны и объединившимися рокерами и тедди-боями с другой. Примечательно, что наиболее известный фильм о мод-культуре «Quadrophenia», о котором мы уже подробно рассказывали, вышел именно в 1979 году, и речь в нём шла о модах первого поколения, – интересная связь эпох. 

Первая полоса британского таблоида Daily Star, посвященная традиционным беспорядкам с участием модов, скинхедов и рокеров во время Bank Holiday, Апрель 1980. Источник

Очень стильные моды с подружками, Англия 80-х. Источник

Плащи макинтоши, зауженные Sta-Prest, лоферы, дезерты – истинный образец mod look для любой эпохи, Лондон, 1982. Источник

Магазин Merc на Carnaby Street был в авангарде эпохи Mod Revival, Лондон, 1984. Источник

Традиционные модовские патчи и значки, без которых невозможно представить фиштейл парки и Харрингтоны участников исконного движа, Карнаби стрит, Лондон, 1979. Источник

Библия мод культуры – фильм «Quadrophenia» – на афише кинотеатра в Лондоне, 1979. Источник

Эталонный хард мод  короткая стрижка, макинтош, светлые джинсы на подворотах, мартина и скутер Lambretta, Англия, 80-е. Источник

В 1982 году Пол Уэллер распускает The Jam ради соул-группы The Style Council, а затем и успешной сольной картеры, продолжающейся по сей день. С момента распада коллектива-флагмана Mod Revival прошло более тридцати лет, но его фронтмен, награжденный неофициальным титулом The Modfather, до сих пор остается символом возрождения мод-культуры, иконой стиля, примером для подражания и любимчиком миллионов. Некоторые из его поклонников почитают за честь выступить на одной сцене со своим кумиром, среди них, например, братья Галлахеры из Oasis. 

В настоящее время идет работа над благотворительным трибьют-альбомом The Jam – коллективы со всего мира записывают песни легендарной группы для поддержки сообщества помощи детям с раковыми заболеваниями The Specialized Project. Приятно, что в записи принимает участие и бессменный лидер группы «Браво» Евгений Хавтан.

Всегда модные The Jam, декабрь 1981-го. Источник

Классический бомбер M-1 в сочетании с модными очками, укороченными дезертами и скутером – Very Stylish! Источник

На стиле! Лондонские моды второй половины 80-х. Источник

_____________________

«Ярко сверкнув в конце 70-х, к середине 80-х популярность Mod Revival стала угасать – первые полосы в прессе и эфиры на Top of The Pops заняли традиционные поп-исполнители и представители неоромантики»
_____________________

Ярко сверкнув в конце семидесятых, к середине восьмидесятых популярность Mod Revival стала угасать – первые полосы в прессе и эфиры на Top of The Pops заняли традиционные поп-исполнители и представители неоромантики. Впрочем, уже через несколько лет поп-тренд был сметён инди-волной во главе с The Smiths, а чуть позже начались эпохи Мэдчестера и брит-попа – идеологическая связь последней с эпохой Mod Revival прослеживалась без особого труда. Во второй раз утратив статус массовой, мод-культура приобрела элитарный статус – модом мог стать только человек, обладающий определенным вкусом. Во многом, именно тягой к хорошей музыке и стильной одежде объясняется интерес к субкультуре в наши дни. 

После успеха в Великобритании мод-движение, пусть и с меньшим ажиотажем, перекинулось на Европу и другие континенты, и сегодня не стоит удивляться найденным в Фэйсбуке свежим фотографиям мод-съездов из Германии, Мексики или Таиланда. Не стала исключением и Россия, где особенно запомнилась получившая признание даже на родине движения пермская группа The White Trainers Community, позже переехавшая в Москву и сменившая название на The Riots. Успех Mod Revival дал мод-культуре мощный импульс для дальнейшего развития и, кто знает, возможно, однажды всё случится снова… 


Евгений Лесняк   
 


Posted By Merc Russia on 1 Июн 2017