Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

British Invasion: Приключения британцев в США


В первой половине 1960-х нескольким десяткам молодых английских музыкантов удалось невозможное – заново изобрести рок-н-ролл, изменив этим весь ход развития популярной музыки в мире на ближайшие полвека. Тот резкий взлет актуальности британского рока получил название British Invasion (англ. «Британское вторжение»).





«Американская музыка, которую я слышал в детстве, спасла мне жизнь. 
Все эти мелодии, пришедшие из блюза: Хэнк Уильямс, Элвис, Бадди Холли, Чак Берри, 
список можно продолжать бесконечно. В этих словах и звуках было что-то такое, 
что поглощало меня, и всё, что я хотел делать, — это быть похожим на них. 
Моя мечта сбылась, когда наша музыка заиграла в Америке».

Роджер Долтри, вокалист The Who


Родившийся в США в конце 1940-х годов путем диковинного смешения блюза, госпела и кантри, рок-н-ролл достиг берегов Соединенного Королевства примерно в середине 50-х и сразу же завоевал расположение британской молодежи. Традиционная английская эстрада того времени мало привлекала юных англичан, поэтому Билл Хейли со своим «Rock around the clock», Бадди Холли, Литтл Ричард и, конечно, Элвис, наряду с Бо Диддли, Мадди Уотерсом и другими звездами ритм-энд-блюза, стали их новыми кумирами. Тогда ещё почти никто не мог предположить, что всего через несколько лет музыка, придуманная непосредственно на туманном Альбионе, сможет не только сравниться по популярности с американской, но и выйти далеко за пределы родной страны, дав мощнейший толчок к развитию культуры по обе стороны Атлантики.

Компания тедди-боев — британской субкультуры, стоявшей у истоков рок-н-ролльного движения в Европе, Лондон, 1955. Источник

Очередь в кинотеатр Gaiety Cinema на показ фильма «Rock Around the Clock», Манчестер, Англия, сентябрь 1956. Источник

Рок-н-ролльный лук английских тедди-боев, Портсмут, 1956. Источник

Справедливости ради, утверждение, что местная музыка в то время не интересовала британских подростков, не совсем верно: в 50-х широкое распространение получил скиффл — акустическая музыка, сочетающая американский кантри с английскими фольклорными мотивами и ритм-энд-блюзом. Королем жанра с тех времен и по сей день считается Ларри Донеган, а для тысяч английских мальчишек эти, на первый взгляд, забавные напевы стали ступенькой на пути к рок-н-роллу. Именно на почве интереса к скиффлу и ритм-энд-блюзу в Ливерпуле познакомились Джон Леннон и Пол Маккартни, с этого же начинал один из основателей The Rolling Stones Брайан Джонс. Ни о каких электрогитарах тогда речи идти не могло — традиционный набор инструментов для скиффл-групп — гитара, губная гармоника и стиральная доска в качестве ритм-инструмента. С наступлением нового десятилетия скиффл постепенно вытеснялся битом, он же мерсибит (от названия реки Мерси в Ливерпуле; англ. Mersey River) — музыкой с четким ритмом, чистой гитарой и сильным вокалом, выросшим в итоге в канонический британский рок.

Аншлаг на уличном концерте скиффл-группы в лондонском районе Сохо, сентябрь 1956. Источник

Уличное выступление скиффл-команды The Quarrymen, где начинал карьеру 
Джон Леннон (на снимке у микрофона), Ливерпуль, июнь 1957. Источник

Английская команда Кони-Айленд — одна из порядка 40000 скиффл-групп, действовавших в Британии к концу 50-х. Источник

Нет смысла снова рассказывать историю The Beatles, но именно ливерпульской четверке было суждено стать королями бита. Огромная популярность битлов на родине постепенно дошла до Америки: их записи появились там ещё летом 1963 года, но тогда успеха они не снискали. Ситуация изменилась уже через полгода, когда количество оформленных предзаказов на ещё не вышедший сингл «I Want to Hold Your Hand» перевалило за миллион. Песня стартовала в чартах с места в конце первой сотни, и в итоге добралась до высшей позиции. Всё это означало, что с организацией первых гастролей The Beatles в США больше медлить было нельзя (по инициативе менеджера группы Брайана Эпстайна, битлы отказывались ехать в США до тех пор, пока одна из их песен не возглавит Billboard Hot 100). 

Битлз в нью-йоркском аэропорту им. Джона Кеннеди во время дебютного тура по США, 1964. Источник

Битломания в Нью-Йорке во время дебютного тура The Beatles по США, 1964. Источник
  
По такому случаю поздравительную телеграмму в Ливерпуль битлам направил сам Элвис, чему музыканты, всего за несколько лет до этого игравшие по крошечным клубам, были несказанно рады. Лишь спустя много лет они узнают, что, опасаясь конкуренции, король рок-н-ролла всячески препятствовал появлению группы в Америке и даже пытался прибегнуть к помощи спецслужб.

В 1963 году известный американский телеведущий Эд Салливан оказался в лондонском аэропорту Хитроу, где был ошеломлен количеством поклонников, встречавших The Beatles по возвращению из Стокгольма. Автор популярнейшего вечернего телешоу имени себя, Салливан, предчувствуя бешеные рейтинги, немедленно инициировал переговоры о выступлении группы в своей передаче. 
 
Первоначальное предложение предполагало рекордный гонорар в истории телевидения за участие в одном шоу, но у хитрого Эпстайна была другая идея: он был готов согласиться на меньшую сумму в обмен на выступления в трех программах. Так в итоге и получилось: группа сыграла все свои хиты в эфире «The Ed Sullivan Show» три февральских воскресенья 1964 года под невероятный визг юных фанаток. Общая зрительская аудитория показов составила 73 миллиона, и боссы американских мейджор-лейблов поняли: эпицентр новой волны рок-н-ролла переместился из Нового Света в старый. 

Битлз на знаменитом американском музыкальном телешоу Эда Салливана, выходившем в эфир на канале CBS более 20 лет. Нью-Йорк, февраль 1964. Источник

Юные фанатки Битлз осаждают нью-йоркский отель Плаза, в котором группа останавливалась во время своего дебютного тура по США, 1964. Источник

55.600 зрителей концерта Битлз на «Шей Стадиум» в Нью-Йорке 15 августа 1965 года. Этому выступлению 
посвящен 50-минутный документальный фильм «The Beatles at Shea Stadium», в 2008 году изданный на DVD. Источник
 
Грандиозный успех The Beatles в США (общее количество проданных записей битлов в Америке на сегодняшний день превысило 163 миллиона копий) проложил дорогу остальным британским коллективам, и на несколько лет именно Британия, а не Америка, стала главным музыкальным рынком мира — эпоха «Британского вторжения» официально началась. 

Десятки английских групп, ранее не известных американской публике, попадали в хит-парады, а их записи продавались многотысячными тиражами. Помимо битлов, в списках лучших значились The Kinks (чей рифф в песне «You Really Got Me» до сих пор считается одним из самых узнаваемых в британском роке), The Zombies, The Who, The Small Faces, The Yardbirds, давших миру Эрика Клэптона и Джимми Пейджа, Cream и, конечно, The Rolling Stones. Взлет последних был особенно интересен, ибо Джаггер и Ричардс никогда не были бит-группой, а играли исконно американский ритм-энд-блюз, что не помешало им восемь раз возглавить «горячую сотню». Другой ритм-энд-блюзовой командой, добившейся успеха в США, стали The Animals, перепевшие народную американскую песню «The House of Rising Sun», ставшую в итоге их главным хитом, три недели подряд возглавлявшим чарты в 1964 году. 

Вслед за Битлз с гастролями в США пожаловали и The Rolling Stones, Нью-Йорк, июнь 1964. Источник

Во время американского турне 1969 года группа The Rolling Stones собирала целые стадионы. Источник

Британская группа The Animals, прославившаяся в США благодаря каверу на народную американскую песню «The House of the Rising Sun» (с англ. — «Дом восходящего солнца»). Источник

The Yardbirds — еще одна заметная группа «Британского вторжения», известная тем, что в ней началась карьера таких великих рок-гитаристов как Эрика Клэптон, Джеффа Бек и Джимми Пейдж. Свой первый американский тур «Новобранцы» предприняли в августе 1965-го, после чего в течение короткого срока еще трижды гастролировали по США. Источник
 
Интересно, что в отличие от США, где британский рок играл на главных радиостанциях, в Соединенном Королевстве дела обстояли иначе. Все государственные радиостанции, включая BBC, находились под запретом на ротацию рок-н-ролла, поэтому настоящей отдушиной для сотен тысяч увлеченных музыкой британцев стали пиратские станции, игнорировавшие государственные требования. История одной из таких радиостанций — Radio Caroline, вещавшей со старой рыбацкой шхуны в нейтральных водах, легла в основу фильма «Рок-волна» (2009 г.) с Биллом Найи и Филипом Сеймуром Хоффманом в главных ролях. Radio Caroline, к слову, пережило все запреты и успешно функционирует и сегодня. 
 
На британском телевидении, к счастью, подобных ограничений не было: 1963-64-е годы — период появления на телеэкранах знаменитых программ «Ready! Steady! Go!» и «Top of The Pops» — пионеров формата музыкальных ТВ-шоу в Европе, ставших важной частью жизни сотен тысяч подростков Соединенного Королевства. Период Шестидесятых, в принципе, можно считать золотыми годами музыкального телевидения (до эры MTV было ещё далеко). 

Группа The Who в знаменитой британской телепрограмме «Ready Steady Go!» — родоначальнице музыкального телевидения, январь 1965. Источник

Джон Леннон на сцене «Ready Steady Go!», 20 марта 1964. Источник

Дебютный выпуск знаменитой музыкальной программы британского телевидения «Top of the Pops» — телеверсии национального хит-парада, ставшей предшественником MTV в области музыкальных видеоклипов. TOTP выходила еженедельно с 1 января 1964 года по 30 июля 2006 года и транслировалась во множестве стран, включая США. Источник

Знаменитая британская группа The Kinks в музыкальной телепрограмме «Top of the Pops» в 1964 году. В это время The Kinks непрерывно гастролировали по США, а музыкальные критики включили их наряду с The Beatles, The Rolling Stones и The Who в «большую четвёрку» (Big Four) рок-групп «Британского вторжения». Американские консерваторы возмущались тем, что популярность английских групп в США привела к упадку национальной музыкальной индустрии. В протекционистских целях на исходе лета 1965 года The Kinks было запрещено выступать с концертами в Штатах. Источник
 
И главное — феномен «Британского вторжения» не был бы возможен без гигантской популярности на родине. Успех местных рок-групп и бурное развитие связанных с ними молодежных субкультур привели к тому, что всё новое британское стало классным: музыка, кино, мода, дизайн, архитектура. В отличие от депрессивных 50-х, новое десятилетие навсегда вошло в историю как эпоха небывалого подъема современной британской культуры, оказавшей огромное влияние на то, что мы смотрим и слушаем сегодня. 
 
Влияние «Британского вторжения» на Америку не ограничивалось только музыкой. Захватившая Англию мод-культура как таковая не прижилась за океаном, но, тем не менее, юные американцы с удовольствием заимствовали у британских сверстников отдельные модные элементы, например, приталенные классические костюмы или мини-юбки — та же супермодель Твигги, нареченная «Королевой модов», вслед за Британией покорила и США. Вездесущие битлы царили не только на радиоволнах и лучших концертных площадках, но и на киноэкранах (в 1964 году в американском прокате большой популярностью пользовался их биографический фильм «A Hard Day’s Night»), а дети и домохозяйки восхищались диснеевской лентой «Мэри Поппинс» с англичанкой Джулией Эндрюс в главной роли. Не стоит забывать и про колоссальный успех Шона Коннери в роли Агента 007, задавшего в Америке моду на британское шпионское кино, например, сериал «Мстители». 

Шон Коннери в роли агента 007 и его легендарный Aston Martin DB5 в третьем фильме «Бондианы» — «Голдфингер», вышедшем на экраны в 1964 году. Источник

Первая в мире супермодель — британка Лесли Хорнби, известная
под псевдонимом Твигги, в 60-е стала иконой стиля не только у
себя на родине, но и в США. Нью-Йорк 1967. Источник
 
«Британское вторжение» начало сходить на нет во второй половине 1960-х, когда появился психоделик-рок. Большинство законодателей жанра были американцами: Jefferson Airplane, The Doors, The Grateful Dead и The Byrds. Ответом Англии было явление Pink Floyd, кроме того, в сторону психоделии ушли и главные герои десятилетия: те же битлы и роллинги, а вместе с ними Cream и The Small Faces не стеснялись экспериментировать со звучанием. Ставший легендарным фестиваль в Вудстоке в 1969 году во главе с виртуозным Джими Хендриксом дал понять, что первенство на музыкальном рынке возвращается за океан: из британцев там выступали только The Who. 

The Who — единственный представитель британской сцены на Вудстокской ярмарке музыки и искусств, знаменитейшем рок-фестивале, прошедшем с 15 по 18 августа 1969 года в сельской местности небольшого городка Бетел, штат Нью-Йорк, США. Источник

Май 1964 года: британская группа The Dave Clark Five в известной американской телепрограмме «Шоу Эда Салливана» на канале CBS. Эта команда, считавшаяся лидером «Тоттенхэм-саунда» и главным конкурентом The Beatles на британской поп-сцене, в феврале 1964 года вошла в первую американскую десятку с синглом «Glad All Over» (#6); в том же году приблизились к вершине еще три хита группы («Bits and Pieces» — #4; «Can’t You See That She’s Mine» — #4; «Because» — #3), а в декабре 1965-го The Dave Clark Five возглавила Billboard Hot 100 с синглом «Over and Over». Источник

Шотландский фолк-рок певец Донован, третий студийный альбом которого — «Sunshine Superman», выпущенный в сентябре 1966 года, стал «золотым» в США (одноименный сингл некоторое время занимал ведущие позиции в американских чартах). Это была одна из первых чисто психоделических пластинок, записанных в стилистике Flower Power, в звучании которой заметное место занимают клавесин и ситар, а в текстах присутствуют намеки на ЛСД. Источник
 
Вслед за психоделик-роком началась эпоха хард-рока, символами которой были британцы в лице Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath, но наступившие 1970-е окончательно утвердили лидерство американского рынка: набирали популярность диско и «Новая волна», не говоря уже о зародившемся в Америке панк-роке (в Англии он утвердился лишь ко второй половине десятилетия). В этом плане символичен переезд многих британских рок-звезд в США, в том числе бывших участников The Beatles и The Rolling Stones. 
 
Всколыхнувший Британию в конце 70-х интерес к аутентичной мод-культуре в виде движения Mod Revival Америка практически не заметила; за исключением отдельных ярких исполнителей в лице Майкла Джексона или Мадонны, эпоху начала 80-х там можно смело охарактеризовать музыкальным застоем. В этот период в Англии происходит рождение нового стиля — инди-рока. Возникнув на волне успеха постпанка в лице Joy Division и The Cure, независимая музыка становится новой визитной карточкой британской культуры. На первый план выходит манчестерская сцена: The Smiths, Stone Roses, Happy Mondays, Inspiral Carpets и многим другим коллективам того времени была свойственна далекая от традиционного рок-н-ролла психоделия, смешанная, в том числе, с набирающей обороты рейв-культурой. Несмотря на огромную популярность на родине, считать это новой волной «Британского вторжения» не приходится: британский инди-рок был известен в США, но до успехов групп 60-х сильно не дотягивал. 

Известная поп и соул певица Дасти Спрингфилд в январе 1964 года стала вторым после «Битлз» британским исполнителем, включенным в ведущий американский чарт Billboard Hot 100. Источник

Британская рок-группа из Манчестера, исполняющая бит-музыку, Herman's Hermits во время специального концерта для американского канала NBC в городе Колумбус, штат Огайо. В 1965 году эта команда трижды поднималась на лидирующие позиции в главном американском чарте Billboard Hot 100, включая два первых места в мае и июне с хитами «Mrs. Brown, You've Got a Lovely Daughter» и «I'm Henry the Eighth, I Am». Источник
 
Британская певица Петула Кларк, чей хит «Downtown» был удостоен «Грэмми» и принес ей мировую славу. 
В январе 1965 года песня заняла первые позиции в американских чартах и разошлась тиражом в три миллиона экземпляров. Источник

Начало девяностых ознаменовалось для музыкальной Америки появлением стиля гранж, законодателями которого стали Nirvana и Pearl Jam, казалось, что Англии нечем ответить, но ситуация вдруг перевернулась до неузнаваемости. Всё началось с альбома «Definitely Maybe» манчестерской группы Oasis. Братья Галлахеры, вместе со своими соседями по Северной Англии The Verve , столичными представителями «среднего класса» из Blur и десятком других единомышленников — Suede, Pulp, Supergrass, Elastica, Hurricane #1 и другими, стали законодателями музыкальной моды, также став родоначальниками феномена Cool Britannia — эпохи подъема британской культуры в виде всемирного интереса к брит-попу, многочисленным фэшн-показам и выставкам, фильму Trainspotting, вечеринкам в клубах империи Ministry of Sound и Чемпионату Европы по футболу 1996 в Англии. 

Несмотря на всемирную популярность брит-попа, в США он пользовался переменным успехом: если Oasis почти сразу удалось отметиться на вершине американских хит-парадов, Blur до 1997 были практически неизвестны по другую сторону океана; всё изменилось лишь с выходом альбома «Blur» и сингла «Song 2». Тем не менее, большой коммерческий успех нового поколения английских команд дал повод заговорить о второй волне «Британского вторжения». Эпоха Cool Britannia закончилась ближе к концу девяностых одновременно с закатом интереса к брит-попу. На лидирующие позиции в Америке вышли исполнители R&B, бойз-бенды и прочие представители поп-музыки. 

Рок-группа из английского Бирмингема — The Moody Blues, чей сингл с кавер-версией песни «Go Now» американской
соул-певицы Бесси Бэнкс занял первое место в британском хит-параде, а в феврале 1965 года вошел в US ТОР-10. Источник

Британский певец Том Джонс в экстравагантном укороченном пиджаке и узнаваемых ботинках Chelsea boots в популярной американской телепрограмме «Шоу Эда Салливана» на канале CBS. Джонс впервые возглавил британские чарты в 1965 году с композицией «It’s Not Unusual», а в 66-м исполнил песню «Thunderball» для четвёртого фильма о Джеймсе Бонде «Шаровая молния» и получил «Грэмми» как самый многообещающий дебютант. Кроме того, Джонс был известным модником и и в конце 60-х открыл собственный магазин на лондонской Carnaby Street.

Британская бит-группа из Манчестера The Hollies во время поездки в Голливуд в октябре 1966 года. Наибольшую популярность в США этой команде принесла песня «Bus Stop», занявшая пятое место в главном американском чарте по итогам сентября 66-го. Источник

Сегодня центр мирового музыкального бизнеса по-прежнему сосредоточен в США: для многих главных молодых британских коллективов, например Arctic Monkeys или Temples, главным критерием популярности считается успех на американском рынке. Тем не менее, нет причин думать, что новая волна «Британского вторжения» невозможна: вполне вероятно, что группа, которой суждено запустить эту волну, прямо сейчас играет в маленьком клубе где-нибудь в Хартфордшире  или Эссексе.





Евгений Лесняк    



Posted By Merc Russia on 3 мар 2018

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!