Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

Паркамания. Прошлое и настоящее легендарного Фиштейла


Имя самой популярной в наши дни курточной модели – парки вписано золотыми буквами в историю кэжуального стиля. Однако среди бессчетного количества представленных сегодня на рынке моделей всевозможных цветов и фасонов совсем непросто разглядеть исконные родовые особенности парки, важные для понимания ее места в современной моде как значимого исторического артефакта. Попробуем сделать это в нашей статье.

 

 

Принято считать, что прообразом современной парки послужило длинное пальто, придуманное канадскими эскимосами для охоты и каякинга в условиях Крайнего севера. Оно изготавливалось из кожи и меха северных оленей карибу или морских котиков, надевалось через голову, так как не имело застежки, и обладало капюшоном, защищавшим от холода и ветра. Некоторые разновидности таких пальто покрывались рыбьим жиром, что делало их водостойкими. 

  

На одном из диалектов эскимосско-алеутской семьи языков слово «шкура» произносится как «парка»: впервые это название эскимосскому пальто дал в 1625 году известный английский священник и путешественник Самуэль Перчас.

В начале XX века в подобные куртки были облачены участники Канадской Арктической Экспедиции 1913-16 годов, однако более привычную нам форму парка обрела лишь несколько десятилетий спустя, поступив на службу ВВС и ВМФ США в ранних 50-х.

Канадская Арктическая Экспедиция, 1914 год     

 

 

Фиштейл Парка  

После Второй мировой войны военное командование США поставило задачу оснастить пехотинцев теплой курткой, удобной для ведения боевых действий. Результатом этой работы стало появление в 1948 году опытного образца фиштейл парки EX-48 (EX – experimental), а затем и серийной модели M-48, поступившей в вооруженные силы в 1950-м. 

Изготовленная из ветроустойчивого хлопкового сатина в оттенке Olive Drab 107, она отличалась застежкой на молнию, сильно смещенной влево для более плотного прилегания и лучшей защиты лица, прорезными передними карманами с шерстяной подкладкой и накладным карманом для карандашей и сигарет в верхней части левого рукава.

Поскольку М-48 предназначались для полевых условий и носились поверх объемной униформы, их выпускали только в очень больших размерах: обхват груди составлял 58 дюймов (147 см) у маленьких и 66 дюймов (167 см) у крупных образцов.

 

Оригинальная парка М-48, выпущенная в 1950-м году

Модель поставлялась с теплой съемной подкладкой из шерсти альпаки оттенка Olive Drab 30A, выпускавшейся с капюшоном, что обеспечивало наилучшую теплоизоляцию и было её уникальной особенностью. Сам капюшон парки был монолитным и не отстегивался. К нему также прилагалась съемная оторочка из волчьего меха.

M-48 оснащалась сверхпрочными латунными молниями Talon длиной 76 см (у более поздней версии M-51 только 56 см), благодаря чему парка застегивалась высоко на шее и превосходно защищала от ветра: бегунок молнии имел специальный хлопковый хлястик, чтобы парку было удобно застегивать в перчатках, а холодный металл не соприкасался с кожей.

Тщательно проработанные детали модели М-48


М-48 была дорогой в производстве, поэтому выпускалась в течение всего одного года, и на смену ей в начале 50-х пришел бюджетный вариант M-51 (M – military), впервые опробованный американской армией в Корейской войне 1950-53 годов. 

M-51 выпускалась из водоотталкивающей смеси хлопка и нейлона в оттенке 107 Olive Drab. Модель предназначалась для очень холодной погоды, поэтому, так же как и ее предшественница, оснащалась теплой съемной подкладкой с шерстяным ворсом. Кроме этого парка имела застежку на молнию с ветрозащитным клапаном, два глубоких кармана на кнопках, утепленных шерстью, шнурок для утяжки в районе талии и штормовые застежки на манжетах. Подкладка для капюшона у M-51 производилась из смеси шерсти и хлопка и поставлялась отдельно.

Свое название фиштейл парка получила из-за того, что ее задняя часть была длиннее передней и по форме напоминала рыбий хвост (c англ. – fishtail). Она завязывалась в районе колен на вшитый в подол шнурок, препятствуя задуванию ветра.


Оригинальная фиштейл парка М-51 времен Корейской войны

Теплая отстегивающаяся подкладка оригинальной модели М-51

3-й десантный батальон 1-й дивизии корпуса Морской пехоты США, одетый в парки М-51, Корейская война, 1950 г.

Скорее всего, такая причудливая форма была заимствована у немецкого десантного комбинезона «Knochensack» (нем. – мешок для костей), входившего в амуницию парашютных батальонов Третьего Рейха во время Второй мировой войны. Перед десантированием солдаты Люфтваффе плотно оборачивали полы комбинезона вокруг ног: таким образом, удлиненный прямоугольный задник практически соединялся с передней частью куртки в районе колен, что уменьшало сопротивление воздуха и препятствовало задиранию комбинезона во время прыжков. После приземления парка быстро и легко приводилась в исходное состояние. Правда, ни в одной из своих модификаций «Knochensack» не был оснащен капюшоном.

Оригинальная немецкая парка «Knochensack»  времен Второй мировой войны

 
Парашютист 7-го парашютного полка Люфтваффе в комбинезоне «Knochensack», 12.09.1943 г.

В немецкую униформу Второй мировой входили и другие виды парок, в частности, распашная зимняя парка с натуральной меховой подкладкой M43, на которую очень похожа более поздняя американская M-51. Модель M43 была сконструирована в 1943 году и поступила в войска в начале 44-го. Она производилась из толстого хлопкового поплина и не имела "рыбьего хвоста".


Первоначально M-51 выпускалась из ткани сатин, имела монолитный капюшон и толстую отстегивающуюся шерстяную подкладку на пуговицах. Позднее материал верха заменили на плотную поплиновую ткань в поперечный рубчик, а подкладку сделали стеганой и стали изготавливать из мохера, что значительно облегчило вес изделия. 

Самая последняя модель данной серии M-65 имела синтетическую подкладку из полиэстера и нейлона, а также искусственный мех на капюшоне. 


Оригинальная армейская парка M-65
 
В 1960-е фиштейл парку ждало стремительное восхождения на Олимп мировой fashion славы. Вместе с таргетом и скутером она стала главным символом субкультуры модов. Благодаря своей практичности, дешевизне и легкой доступности в армейских магазинах, продававших значительные излишки униформы британских военных союзников тех лет, фиштейл парка приглянулась модам в качестве идеальной верхней одежды, защищавшей их пижонские наряды от грязи и дождя во время поездок на мотороллерах: полы куртки завязывались между собой на шнурки, образуя в районе ног своеобразный закрытый конверт, что было возможно благодаря вытянутому прямоугольному рыбьему хвосту. 

Первой моделью парки, которую начали носить моды в начале десятилетия, стала M-48. Они были редкими и дефицитными, так как производились совсем недолго, поэтому гораздо более массовой среди модов стала модификация М-51. Обе парки были очень крупномерными, — со временем этот мешковатый вид стал фирменной деталью мод-образа. 

Стоит отметить, что моды редко носили мех на капюшоне и почти всегда его отстегивали — именно в таком виде предстает в своей парке M-51 мод Джимми в знаменитой Квадрофении. 

Банда модов в парках M-65, г. Гастингс, графство Восточный Сассекс, Англия, 04.08.1964г.  

1966 — Моды у витрины культового бутика Lord John на лондонской Карнаби-стрит. Снимок примечателен наличием на капюшоне меха, который моды обычно отстегивали

Знаменитая бутиковая улица Carnaby Street — эпицентр Свингующего Лондона 1960-х


Настоящая известность пришла к парке в 1964 году, когда британская пресса растиражировало множество фотографий побоища одетых в фиштейл парки модов и рокеров на музыкальном фестивале в Брайтоне во время «банковских каникул».


1964 — Беспорядки с участием модов и рокеров в английском Брайтоне  

Моды, одетые в парки M-65, Брайтон, Англия, 01.01.1979

Известный британский музыкальный журнал NME, апрель 1979
 
Выход на экран в 1979 году знаменитого фильма «Quadrophenia» ( Квадрофения), вдохновленного одноименным альбомам легендарной группы The Who, ознаменовал начало эпохи Mod Revival и навсегда увековечил Фиштейл парку как главный после скутера символ мод-культуры. 


Герои знаменитой британской картины 1979 года о мод-культуре «Квадрофения» в фиштейл парках


Лондонские моды в фиштейл парках в середине 1960-х. Моды часто украшали свои парки Юнион Джеком, таргетом и символикой культовой в их среде группы The Who


Двадцатилетний лондонский мод Джимми, главный герой картины, действие которой разворачивается в 1965 году, не снимает свою парку ни днем, когда участвует в побоище с рокерами, ни ночью, злоупотребляя амфетаминами в клубах.

Моды носили парки поверх своих излюбленных мохеровых костюмов Tonic Suit, теннисок и рубашек «button-down». Они сочетали фиштейл с зауженными брюками Ста-Прест, дезертами, лоферами, обувью Derby и Chelsea Boot. Часто они наносили на свои фиштейлы всевозможные нашивки и надписи с изображением таргета, Юнион Джека, музыкальной символикой или знаками группировки, в которой состояли.


1964 — Одетые в фиштейл парки лондонские моды на скутерах Vespa

Группировка Модов из East End, Лондон, апрель 1980

Британские моды эпохи Mod Revival 1980-х в парках, украшенных таргетом
 
 
 
Шноркель парка

Во время Второй мировой удлиненную куртку с капюшоном «M42» носили солдаты пехотных дивизий Вермахта. Белоснежная или защитного цвета, она надевалась поверх военной формы, играя роль камуфляжа. Другая разновидность данной модели была частью зимней униформы парашютного батальона Люфтваффе «Fallschirmjager». 


Укороченная немецкая парка М42 (репродукция)

Камуфляжная парка-накидка М42 парашютистов SS (оригинал)


Солдаты 5-й Дивизии SS в парках M42, г. Коорсунь-Шевченковский, Украина, зима 1944

Вероятно, именно эти куртки послужили прообразом для Шноркель парки, которой в начале 50-х оснащались летные бригады стратегических бомбардировщиков и военных вертолетов армии США, служившие в экстремально холодных регионах с температурой до -50. Модель, получившая название «USAF N-3B parka», производилась из авиационного водоотталкивающего нейлона американской фирмы DuPont цвета шалфея, была утеплена толстой шерстяной подкладкой и имела монолитный капюшон, который застегивался на молнию почти до самого верха, оставляя лишь небольшую прорезь для глаз и поступления воздуха. Именно эта особенность повлияла на название парки (snorkel с нем. — дыхательная трубка).

Шноркель парка N-3B ВВС США (оригинал)

До середины 70-х Шноркель парки утепляли тяжелым и объемным шерстяным материалом, который заменили на облегченную набивку из полиэстера. Ткань верха также эволюционировала: более поздние модели производились преимущественно из комбинированного полотна хлопок/нейлон. Основными поставщиками американской армии были такие производители как Skyline, Southern Athletic, Lancer, Greenbrier , Alpha, и Avirex.

 
Летный батальон ВВС США в парках N-3B, Южная Корея, 1950


В 60-х «N-3B» была скопирована многими производителями модной одежды, оказавшись на рынке в большом разнообразии по качеству, материалам и дизайну. Также эти куртки стали широко доступны в армейских магазинах, пользуясь широкой популярностью у молодежи благодаря своим погодным характеристикам и низкой цене.

В середине 70-х Сноркель Парку зеленого или синего цвета с оранжевой подкладкой имел в своем гардеробе почти каждый британский подросток: она не боялась ни холода, ни дождя, ни мокрого газона, на котором валялись школьники во время драки.

Британская поп-панк группа The Undertones, 1970


Британский фильм «Крысолов» о трудных подростках из неблагополучных семей шотландского Глазго начала 1970-х


Фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», снятый в 1971 году по мотивам знаменитого одноимённого романа английского писателя Энтони Бёрджесса

В конце 90-х настал период возрождения интереса к Сноркель, вошедшей в мейнстрим кэжуальной моды. Известные бренды стали повсеместно включать ее в свои коллекции, дорабатывая дизайн с учетом актуальных тенденций. Росту популярности этой куртки способствовали знаменитости - такие как Лиам Галлахер из Oasis, музыканты Blur и многие другие яркие представители Бритпопа. 

Ноэл Галлахер, Oasis, середина 90-х

 

  

Мужские Парки Merc

Парки являются гордостью Merc и присутствуют в каждой его коллекции независимо от сезона и времени года. Коньком бренда являются fishtail парки, однако есть и «snorkel» — особенно в весенне-летней линейке. Безоговорочный лидер среди парок Merc всех времен — культовая аутентичная фиштейл модель Tobias, относящаяся к всесезонной базовой линии Core. Эта парка максимально приближена к своим исконным историческим предшественницам, однако легко вписывается в повседневный гардероб, благодаря чему завоевала множество поклонников по всему миру. Самая эффектная ее деталь — ярко выраженный двусторонний «рыбий хвост», который встречается на некоторых старинных фиштейлах. Он придает необычный вид, подчеркивая знаменитую особенность данной модели.











Скрупулезное внимание Merc к деталям и материалам парок прослеживается от модели к модели: полезные функциональные характеристики, такие как водостойкость, завязки на поясе для корректировки объема талии, удобный капюшон, обеспечивающий дополнительную защиту шеи, плотно прилегающие трикотажные манжеты, вместительные карманы соединяются с актуальными элементами дизайна – железными пуговицами, отделкой карманов, клетчатым декором капюшона, необычными швами и прострочками.


       







В ассортименте Merc всегда находится место весенним, летним и демисезонным паркам, которые отлично предохраняют от дождя и позволяют комфортно себя чувствовать в жаркую погоду или прохладными вечерами.




 

С чем носить мужскую парку?

Строгих канонов сочетания парки с другими предметами гардероба не существует. Идеальный комплект она образует вместе с классической клетчатой рубашкой, надетой под базовый пуловер или кардиган. Легкие парки можно носить с рубашками поло или футболками. Вниз подойдут как строгие зауженные брюки или чинос, так и прямые джинсы. Обувь, в первую очередь, — дезерты, но абсолютно уместными будут и кеды c кроссовками.












Posted By Merc Russia on 15 июл 2014

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!