Субкультуры. Булавка в троне Британской империи. История панка
Цветные ирокезы панков стали такой же неотъемлемой визиткой Англии, как Биг Бен, Тауэрский мост и туманы. Почему субкультура, пытавшаяся ниспровергнуть английский порядок, превратилась в один из символов страны, откуда взялись истоки визуального стиля панка и как изменить имидж и образ жизни тысяч людей с помощью трёх аккордов, газетных вырезок и кучки булавок — наш новый авторский материал. Тех, кому он понравится, любит Бог, все прочие — Fuck off.
О панке уже написаны десятки книг и тысячи статей и все кому надо знают его основные вехи. Поэтому о появлении этого феномена мы постараемся рассказать покороче — просто потому, что всякая история имеет начало. Итак, всё зародилось в США, а потом под влиянием Франции закрепилось и приобрело окончательную высшую форму на Альбионе. Во многом, как с рок-музыкой в целом, — всё появляется в Америке, а дальше англичане доводят дело до ума и экспортируют по всему миру. Так было с ранним рок-н-роллом и хард-роком. Не миновал этого и панк.
Intro
В эпоху хиппи Игги Поп посетил концерт Doors. Под впечатлением от провокационной работы Моррисона с толпой, он пришёл к идее собственного сценического поведения и в 1967 году создал группу The Stooges (Рэй Манзарек даже приглашал Игги Попа на вокал после смерти Моррисона, но до серьёзного дела так и не дошло). The Stooges выдали два альбома, песни с которых позже стали панк-стандартами для десятков групп: No Fun, I Wanna Be Your Dog, 1969 и другие. Во многом Игги Поп стал пионером стиля, хотя тут можно ещё много рассуждать о гаражной сцене Америки и так далее.
Позже, к середине 70-х в Нью-Йорке появился клуб СBGB, где стали выступать провокационные и малоизвестные мейнстриму группы, собирая вокруг себя таких же буйных маргиналов. Одна из тех команд — The Cramps, создатели сайко-билли и готта-билли, чей трек Goo Goo Muck пережил второй взлёт популярности в 2023 году благодаря танцу Уэнсдей в одноимённом сериале Тима Бёртона. Среди публики CBGB стоит вспомнить русского эмигранта Лимонова, активно тусовавшегося с любимой группой Сида Вишеса Ramones, чьи ритмы с выведенным в крайнюю позицию метрономом, т.е. предельно быстрые, и оформили панк-саунд окончательно.
1974 — Американская панк-рок-группа Ramones перед первым выступлением в клубе CBGB. Источник |
1970 — Американская группа The Stooges в студии во время записи альбома Fun House. Источник |
1974, Июль — Игги Поп вместе с одним из основателей и клавишником The Doors Рэйем Манзареком на сцене знаменитого ночного клуба Whisky A-Go-Go в Лос-Анджелесе. В частности, Игги исполнил песни Doors «L.A. Woman», «Backdoor Man» и «Maggie M'Gill». Источник |
Я упоминаю русского писателя отнюдь не случайно. Принято считать, что панк — это такая музыка ПТУшников и вообще людей недалёких, что на самом деле далеко от истины. Панк вырос из авангардного искусства. Придётся сказать об этом чуть подробнее, поскольку это сказалось на его идеях, выразившихся в эстетике и стиле.
В авангарде: 4 всадника апокалипсиса — дада, сюрреализм, ситуационизм и панк
В том же CBGB начинала Патти Смит, она настолько любила поэзию гениального тинейджера и прото-сюрреалиста Артюра Рембо, что в зрелые годы купила дом, где он родился. А другие резиденты клуба — группа Television — выбрала своим фронтменом человека с псевдонимом в честь поэта-символиста Поля Верлена, который во многом и открыл миру Рембо (У Томаса Верлена и Патти Смит позже тоже случился роман). Интерес американских панков к этим поэтам вполне объясним. Здесь самое время свернуть из США во Францию, где зародились уже не звуки, а идеи панка. Заодно будет понятно, почему сцены с Сидом Вишесом в фильме Малкольма Макларена о Sex Pistols «Great Rock-n-Roll Swindle» были сняты именно в Париже.
Франция — родина зелёных волос. В споре, кто первый выкрасил патлы в зелёный — Бодлер, Роттен или Ричард Хелл из Television, правильный ответ — Альфред Жарри. Автор антитоталитарной пьесы «Король Убю», которую вы и сегодня можете посмотреть в московском театре Калягина Et Cetera. Жарри был поэтом, драматургом и ключевой фигурой богемы Монмартра в конце 19 века. Задолго до группы New York Dolls он стал расхаживать по улицам в жёлтых женских туфлях на каблуке, эпатируя буржуа. Глушил абсент с утра до ночи, отвечая на все упрёки — «Как вы можете пить воду, ведь там же совокуплялись рыбы».
А как-то раз в ответ на просьбу прикурить «Не найдётся ли огоньку?» вытащил револьвер и выстрелил прохожему в лицо, лишь чудом его не убив. Помните строки в пистолзовской «Анархии» — «Не знаю, что хочу, но знаю, как того добиться — я хочу уничтожить тебя, прохожий!» (В СССР это в шутку повторила группа Кино: «Эй, прохожий, проходи!»).
Позже фигуры Жарри и Рембо открыли для себя сюрреалисты. Это в представлении обывателя сюрреализм — Сальвадор Дали. Сами-то они считали его буржуазным типом, спекулирующим на их идеях. Подлинные сюрреалисты типа Элюара и Бретона вступали в компартию Франции. Политический левый акцент у сюрреалистов был настолько заметен, что в 1930 году правые организации Франции «Лига патриотов» и «Антиеврейская лига» сочли необходимым демонстративно разгромить кинотеатр, где показывали фильм Дали и Бунюэля «Золотой век». Здесь стоит напомнить, что воспетый панками анархизм — лишь крайняя форма левой идеи. The Clash рисовали красные звезды на обложках, а Sex Pistols носили одежду с портретом Карла Маркса совсем недаром.
1977 — Джонни Роттен на концерте в Амстердаме в рубашке с Карлом Марксом от Вивьен Вествуд. Источник |
1981 — Британские панк-рокеры The Clash на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Помимо всего прочего, фотография примечательна тем, что гитарист группы Мик Джонс одет в куртку Харрингтон. Источник |
The Clash. Источник |
Вряд ли они так уж глубоко понимали его работы, но для вектора идеологии эпатажа публики «коммунистической угрозой» было вполне достаточно. Увидев их выступление, один журналист так и сказал: «Они, должно быть, русские!» Сюрреализм же нам интересен тем, что за время интеллектуальных дрязг направление разбилось на несколько течений. Постепенно он через леттризм породил и ситуационизм — форму интеллектуальной провокации и юродства с нарочито маститой теоретической базой из смеси троцкизма, марксизма и маоизма. Такова была форма критики общества тех лет. Среди ситуационистов был и французский философ Ги Дебор с его книгой «Общество спектакля». В ней мир описывался как диктатура общества потребления, где любое проявление человеческих отношений и общественных институтов становятся лишь продуктом и превращаются в фейк-шоу, отражающееся в зеркале СМИ на потеху власти и подконтрольной ей аудитории буржуа.
Эта работа повлияла на многое в культуре и истории второй половины 20-го века — на парижский бунт студентов в мае 1968 года, фильм «Матрица» 90-х, а в нашем случае — на Малкольма Макларена, будущего менеджера Sex Pistols. Можно долго спорить, кто самый панковкий панк? — Slaughter & the Dogs, GBH, Chaos UK или ещё кто-то, — но визиткой панка стали именно «Пистолз».
1977 — Классический состав Sex Pistols: Пол Кук, Стив Джонс, Джонни Роттен и Сид Вишес. Источник |
1977 — Pistols в Голландии. Источник |
1982 — Британская панк-группа GBH на Birmingham International Arena в Бирмингеме. Источник |
Сюрреализм и ситуационизм повлияли и на арт–менеджера Секс Пистолз художника Джейми Рида. Шрифт, вырезанный из различных газет, он почерпнул у предтечи сюрреалистов — дадаистов. Так писали письма для шантажа бандиты, о чем упоминается в романах о Шерлоке Холмсе. Такой вот франко-английский пинг-понг идей и образов.
Дадаисты, в общем-то, и составлявшие основу сюрреализма, рассматривали все социальные проблемы в ключе Достоевского, — мол, людей среда заела, измените общество — изменятся и люди. И в качестве эпатажа тыкала этим шпанским шиком в лицо арт-критикам. Дада приветствовали любой эпатаж, иррациональность и не упускали случая «потролить» обывателя, государство и традиционное искусство. Движение возникло в кризисную эпоху как ответ на ужасы Первой мировой, также как панк в Англии позже стал реакцией на глубокий экономический кризис.
Рауль Хаусман, дадаисткий коллаж ABCD 1923-24 гг, из открытых источников |
1976 — Постер «Anarchy in the U.K.» работы Джейми Рида. Его творчество оказало глубокое влияние не только на панк-стиль, но и на современный графический дизайн в целом. Источник |
У Макларена импульс дадаизма получил продолжение: он взял под свое крыло гитариста «Пистолз» Стива Джонса во время того, как тот пытался обокрасть его магазин. Малкольм рассматривал его как социальную жертву, вынужденную воровать, и умело использовал в своих интересах. Как пели «Пистолз» в «Боже, храни Королеву»: «Все преступления уже оплачены! Когда будущего нет, как может существовать грех?».
Кроме французских идей на Макларена влиял и американский интеллектуальный авангард тех лет, например, движение Fluxus, одним из участников которого, кстати, в юности была Йоко Оно, до того, как окончательно снести башню бедному Джону Леннону. Занималось это движение и шумовой музыкой, вдохновившись идеями композитора-авангардиста Штокхаузена.
Позже чем-то подобным заморочились вдохновители Nirvana арт-панки из Sonic Youth. Как вечный студент арт-колледжей, закончить ни один из которых он так и не смог, Макларен был хорошо знаком и с поп-артом Энди Уорхолла, что позже использовал в своих идеях, не забывая Уорхолла всячески высмеять, что, в общем, тоже естественно, — бунтарь часто отстраивается подобным образом от своих родителей. В итоге Малкольму оставалось лишь сжать всю эту гремучую смесь измов, идей, арт-провокаций и уличной политики в одно короткое и ясное целое, для чего как нельзя лучше подходят визуальные символы.
В 1974 Макларен рванул в Америку, где стал менеджером панк-глэм группы New York Dolls. Он вырядил их в красный латекс, нашпиговал имидж звёздами и маоисткими деталями, после чего группа довольно быстро развалилась. Британский политик Уинстон Черчилль как-то сказал: «Нет большего успеха, чем провал». Макларен тоже почему-то расценил развал группы как хэппи-энд и вернулся в Англию, пытаясь проталкивать свои провокационные идеи дальше. Вслед за Уорхоллом он верно определил поп-культуру как лучший рупор своего времени и взялся за уличные формы её выражения — субкультуры. Дальнейшее хорошо известно: Малкольм открывает ряд магазинов, один из которых, наиболее известный и знаковый, получил название SEX.
1976 — «Эпатажный бутик творческо-анархического дуэта Малкольма Макларена и Вивьен Вествуд SEX на лондонской King's Road, SW3. Соблазнительный и несколько устрашающий модный магазин, вошедший в историю. В нем продавалась провокационная одежда, которая была дорогой, крутой и желанной» © Шейла Рок. Источник |
1976, Декабрь — Внутри магазина SEX. Источник |
1976 — «Джордан» (Памела Рук) — одна из работниц магазина SEX и знаковая фигура визуальной культуры панка 1975-79 гг., фотомодель и актриса. Провокационный образ, который сопутствовал Рук не только в стенах SEX, но и в повседневной жизни, был причиной того, что железнодорожная компания нередко предоставляла ей бесплатное закрытое ВИП-купе, лишь бы она не шокировала пассажиров своим прикидом по дороге на работу. Фото © Джейн Инглэнд. Источник |
Поначалу SEX специализировался на одежде для тедди-боев — агрессивной и полукриминальной субкультуры Англии конца 50-х. Чем ещё шокировать обывателя, как не пижонской шпаной? Яркий медийный образ, угрожающий флёр. В образе тедди-боя позировали и Макларен, и Джонни Роттен.
Постепенно магазин перешёл на одежду для фетишистов и БДСМ-юзеров, которая в те дни была редкостью и изготавливалась только кустарно. «Мы выпустим на обывателя группу, вышедшую прямиком из порнофильмов», — заявляет Макларен. Этим и объясняется сочетание цепей и кожи у значительной части панков, а также такая деталь, как леопардовый жилет Сида Вишеса.
1972, Январь — Малкольм Макларен в образе тедди-боя и Вивьен Вествуд в их первом совместном проекте — магазине Let It Rock по адресу 430 Кингс Роуд в престижном лондонском районе Челси (вместо него на том же самом месте позднее появился бутик SEX). Продававшиеся здесь под одноименным лейблом драповые куртки, крикливые топы, обтягивающие брюки и туфли на толстой подошве, разработанные Вествуд, составляли основу ассортимента. Фасад магазина из гофрированного железа был выкрашен в черный цвет, а название наклеено розовыми буквами. В оформленном в стиле английской гостиной 50-х интерьере использовались старинные детали, такие как обои «Одеон» и безделушки Фестиваля Британии. Источник |
Джонни Роттен в образе тедди-боя. Источник |
1978 — Сид Вишес в культовом леопардовом жилете во время гастрольного тура Pistols. Источник |
Ближе к телу: стиль
Выбор садо-мазо одежды Маклареном был сделан также исходя из идеи, что это полностью характеризует отношения власти и общества. Черный цвет был взят как символ нигилизма и минимализма. Жена Малкольма, позже всемирно известный дизайнер Виьвен Вествуд, трактовала идею в духе феминизма, — мол, корсеты и пояса для чулок мучили женщин, создавая облик в угоду мужчинам, а ну-ка вытащим эти цепи наружу.
Вивьен научилась шить сама ещё в раннем детстве. К 70-м она старалась воплотить в своих моделях собственный манифест нон-конформизма и сопротивления любым авторитетам и традициям.
Вивьен Вествуд, 1976. Источник |
Помимо рваных краев и разрезов на майках, Вивьен использовала твидовые ткани и прочие типичные британские образы, например, тартановый орнамент, который она разбавила дополнительными яркими нитями сиреневого и зелёного цветов. Она же разработала логотип для сингла Sex Pistols «God Save The Queen», взяв самое тиражируемое фото королевы и проткнув ей губу традиционной английской булавкой.
Такую обложку сингла отказались делать на фабрике и арт-менеджер «Пистолз» Джейми Рид просто заклеил глаза королевы шрифтом из газетных вырезок. Но оригинал был напечатан на лонгсливах и сегодня один такой хранится в Метрополитен-музее.
Тартановый Малкольм Макларен. Кадр из фильма Great Rock-n-Roll Swindle 1980 года. Источник |
Знаменитый лонгслив Вивьен Вествуд God Save the Queen, выпущенный в 1977 году: рот Королевы проткнут металлической английской булавкой, а сама кофта выполнена из хлопка. В настоящее время хранится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Источник |
Снимок из книги британского фотографа Джанетт Бекман «Raw Punk Streets UK 1979–1982»: шотландка как атрибут панк-культуры. Источник |
Из фотокниги Джанетт Бекман «Raw Punk Streets UK 1979–1982». Источник |
Вивьен часто следовала тому, что позже в панке получит название DIY — буквально «сделай сам». Тоже, в общем-то, фишка сюрреалистов: у Макса Эрнста был приём «фроттаж» по использованию готовых вещей в произведениях. Помните, как вы в школе монетки заштриховывали, чтобы герб проявился на бумаге? Так вот, это он, «фроттаж». Вивьен часто приобретала одежду на блошиных рынках и перекраивала до неузнаваемости на свой вкус. А будущие ключевые фигуры британского панка — участники Sex Pistols, Siouxie & the Banshes и Generation X с удовольствием носили всё это и стали для магазина SEX чем-то вроде эндорсеров.
Дебби Джувенайл, помощница в магазине Seditionaries, открытом Вествуд и Маклареном на месте SEX, позирует в вещах из коллекции Вествуд 1977 года. «Во времена панк-рока я была настолько возмущена тем, как коррумпирован и плохо управляется мир, что нужно было выглядеть городским партизаном. Это был своего рода крестовый поход, бросающий вызов статусу-кво» — вспоминала Вествуд те годы в одном из интервью. Источник |
Рубашка Вивьен Вествуд «Anarchy Karl Marx shirt» 1976 года. Хранится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оригинальный этикетаж к экспонату гласит: «Когда «Dolls» закрылись, Малкольм вернулся к Вивьен. Очередной вехой в её наследии стала анархическая рубашка — состаренная, чтобы выглядеть винтажной, с выцветшими полосками, декорированная значками, флагами и лозунгами «Красивы только анархисты!», «Опасно близко к любви», «Мы не боимся руин», «Хаос», — и украшенная тканной нашивкой из Чайнатауна с портретом Карла Маркса, к которому Малкольм добавил свастику. Эта рубашка выглядела так, словно принадлежала городскому партизану, и Малкольм увидел в ней ключ к новому образу. Все текущие темы — рвань, молнии, порно, лозунги, бондаж и цепи — были задействованы, и так родился стиль панк» (Джин Крелл, Вивьен Вествуд [Нью-Йорк, 1997], стр. 12. Будучи олицетворением стиля и идеологии панка, эта рубашка хорошо задокументирована на фотографиях своей эпохи: ее носили солист Sex Pistols Джонни Роттен и басист Сид Вишес. Считается, что многие из предметов одежды SEX, подаренные Sex Pistols с целью продвижения, передавались от участника группы к участнику изо дня в день». Источник |
Топ Let it Rock из коллекции Вивьен Вествуд 1971 года. Источник |
В качестве пиара Вивьен предоставляла одежду в аренду и некоторым людям из публики на панк-концертах. Дадаисткий хаос, принципиальная иррациональность (рационализм политиков объявлялся причиной всех войн и эксплуатации), отрицание всех догм и авторитетов плюс провокационная сексуальность нарядов пришлись бунтующей молодёжи «на ура».
Со временем Вествуд стала ключевой фигурой в английском дизайне одежды, основав торговую марку Viviene Westwood, один из бутиков которой работал одно время и в Москве (А сын Вествуд и Малкольма Джо Корр впоследствии создал бренд эротического нижнего белья «Агент провокатор»). Для англичан международный успех Вествуд сопоставим разве что с достижениями Мари Куант — изобретательницы колготок и мини-юбки, нонконформистки 60-х, создавшей образ и одежду Твигги.
Бутик Let It Rock стал первым совместным проектом Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена в знаковой локации 430 Kings Road. Магазин работал с 1971 по 1973 год. Позднее на его месте появилось их главное детище — эпохальный SEX, а после — Seditionaries, просуществовавший до 1980 года. Источник |
Вероятно, самая известная работа, выпущенная Вествуд под лейблом Let it Rock, — топ 1971 года, с надписью из куриных костей. Архив Адриана Аппиолазы. Источник |
1972 — Малкольм Макларен демонстрирует Ковбойские сапоги от Вивьен Вествуд в бутике Let it Rock. Источник |
В 1990-х Вествуд становится второй после Мэри Куант женщиной-модельером Британии, представившей свои коллекции в Париже. В каком-то смысле похищенный британскими рефлексирующими смутьянами дадаизм и сюр вернулись на родину в свете софитов на лучших подиумах страны. Вивьен Вествуд покинула наш мир совсем недавно, 29 декабря 2022 года, через 4 месяца после смерти королевы Елизаветы II (8 сентября 2022 года), которой так доставалось от Вивьен.
1979 — «BOY — это бутик, открытый в середине 70-х на Kings Road SW3 модным предпринимателем Джоном Кривайном. Он перенес сюда из подвала антикварного рынка Antiquarius свой предыдущий проект Acme Attractions, созданный под влиянием Let it Rock, и стал продавать одежду в стиле панк. Магазины Кривайна и Малкольма с Вествуд были единственными в Лондоне полностью ориентированными на панк-культуру». © Шейла Рок. Источник |
«Cозданный британскими художниками-дизайнерами Джоном Харвудом и Питером Кристоферсоном, интерьер BOY был вдохновлен ужасной историей о мальчике, погибшем насильственной смертью». © Шейла Рок. Источник |
1979 — Лондонские панки в объективе Джанетт Бекман. Источник |
Прочие составляющие: Контингент Бромли, моды, скинхеды и Звёздная пыль
Дизайнерский гений Вествуд и Макларена были не единственными источниками панк-стиля. Идея поддерживалась снизу, — улицей, иначе бы она и не выжила. Так, в своей биографии «Ирландцам, черным и собакам вход воспрещён» Джонни Роттен пишет, что часто вместо резиновых маек Вествуд он использовал футболки, вырезанные из черных полиэтиленовых пакетов для мусора. — они блестели не хуже, чем латекс и кожа. Этот способ он подсмотрел у бомжей Лондона. А появление булавок на одежде он объяснял тем, что вещи Вествуд были из плохих материалов и расползались после первой же стирки и так их приходилось скреплять. Волосы в зелёный цвет он красил лишь до Секс Пистолз, за что его и поперли, не поверите, с места учителя ремесла для трудных подростков в детском игровом центре, — в группу он пошёл аккурат оттуда, оставшись безработным.
На странные стрижки и яркие цвета панка повлиял глэм-рок в лице Дэвида Боуи и его пластинки «Зигги Звёздная пыль». Ещё до «Секс Пистолз» большим поклонником Боуи был Сид Вишеc. Он даже красил в подражание кумиру черным лаком ногти на ногах, демонстративно разгуливая в сандалиях среди зимы, — ну, чтоб все видели.
Влияние Боуи было настолько мощным, что стрижку «Стардаста», по рассказам Роттена, носили даже его дружки из фанатской «фирмы» ФК «Арсенал», поклонником которого Джон был и остаётся по сей день. По его словам, будучи довольно «гомофобным», фанатьё «канониров» прощало Боуи гомоэротические замашки в текстах за смелость высказывания и твёрдость позиции. Кстати, позже, в 1983 году Боуи признавался, что вся эта бисексуальная тема была эпатажем и не более. Влияние Боуи видно и в стрижке одной из культовых визуальных фигур панка — Су Кэт-Вуман (Сьюзан Лукас), чьё лицо украшало постеры «Пистолз» и коллекционная фигурка которой была в ассортименте Merc London.
1972 — Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста. Источник |
1973 — Сид Вишес перед концертом Дэвида Боуи в футболке с его изображением. Источник |
1967 — Су Женщина-кошка, Лондон. Источник |
1977 — Обложка журнала с Су Женщиной-кошкой — результат совместной работы художника Джейми Рида, менеджера Pistols Софи Ричмонд и Вивьен Вествуд, Фото Рэя Стивенсона. Источник |
Раритетный экземпляр культовой коллекционной серии персонажей, символизирующих историческую связь Merc с наследием британских субкультур, фигурка Sue выпущена в 2007 году ограниченным тиражом в честь сорокалетия марки. Прообразом для неё послужила английская модель Сьюзан Лукас, более известная как Сью Женщина-кошка (Sue Catwoman) — звезда лондонской панк-сцены второй половины 1970-х |
1976, Октябрь — Контингент Бромли в квартире Линды Эшби — культовом афтепати притоне, где часто собиралась разношерстная тусовка поклонников Pistols. Лесбиянка и завсегдатая уже известного нашим читателям бутика SEX, Эшби была ярчайшей представительницей андеграундной лондонской сцены, с её разнузданными клубами, проституцией, садомазохизмом, наркотиками, сексуальными фантазиями и криминалом, процветавшим на ниве тайных желаний представителей богемы, политиков и общественных деятелей. Помимо Су на снимке видны басист и вокалистка Siouxsie and the Banshees Сьюзи Сью и Стив Северин. Источник |
Билли Айдол и его Generation X. Источник |
Британская группа Generation X на Набережная Виктории в Лондоне. Источник |
С этим же направлением заигрывала и панк-группа первой британской волны The Damned, оформив свой сингл «Generals» в духе рекламного плаката авторства Родченко и Маяковского (любопытно, что в воспоминаниях Лимонова есть пассаж о том, как поэзия Маяковского вскрывала клуб CBGB не хуже, чем сеты панк-групп). Входили в Контингент и Cьюзи Сью и Стив Северин, составившие основу Siouxsie and the Banshees, где поначалу на барабанах подвизался Сид Вишес. Но эта группа, как и Damned, заложила основу скорее для субкультуры готов, а это уже немного другая история.
Из чистого занудства отметим лишь, что сольный альбом Северина был посвящён поэту-сюрреалисту Лотреамону и его «Песням Мальдорора». Ну и Сьюзи на первых ещё панк-порах в своём имидже демонстрировала микс из дендистского стиля популярной у Бромли Контингента группы Roxy Music, мейкапа’в духе Боуи и фрагментов образа уличных субкультур, таких как подтяжки скинхедов.
1976, Декабрь — Британская певица Сьюзи Сью после участия вместе с Sex Pistols в телешоу Билла Гранди. Источник |
1977 — Британская группа The Damned — Брайан Джеймс, Рэт Скэбис, Дэйв Вэниан и Кэптен Сенсибл — в легендарном лондонском Roxy Club. «Рокси просуществовал всего 100 вечеров, но это было главное панк-прибежище. За год его существования здесь отыграли практически все значимые панк-группы 70-х». © Шейла Рок. Источник |
Джанетт Бекман «Raw Punk Streets UK 1979–1982». Источник |
Далее первый басист «Пистолз» Глен Метлок, написавший им основные боевики, в интервью блогу «Фред Перри» говорил, что на его стиль повлияли субкультуры модов и рокеров одновременно. Что касается модов, то в панке они участвовали очень своеобразно. В отличие от панков, моды не контр- , а субкультура, т.е. идущая не в разрез с ценностями общества, а просто существующая параллельно им.
Обложка панк-зина 1980-х годов. Источник |
Их стиль одежды в корне отличался от панковского сдержанностью и аккуратностью, а в разгар экономического кризиса попытка одеться с иголочки была в большей степени попыткой эскапизма от тяжёлой реальности, способом избежать унижения нищеты. Да и панк-саунд был подхвачен скорее просто как модная современная фишка. Тем не менее, легенды мод-ревайвл The Jam выпустили свою дебютную пластинку раньше, чем вышел единственный студийный альбом «Пистолз» и последние не преминули содрать с джемовской In The City свою Holiday In The Sun. В конце концов, и первую аппаратуру гитарист «Пистолз» Стив Джонс стырил у Боуи, а попался на краже аппаратуры у хиппарей Howkind, как раз в тот период, когда там ещё играл Лэмми, впоследствии основавший Motorhead.
По поводу кражи песни у Уэллера из The Jam вышли джентльменские разногласия с Сидом Вишесом, которые закончились мордобоем со счётом фингалов 1:0 в пользу Уэллера. Также The Jam сохраняли верность панк-саунду на протяжении 5 альбомов, когда уже все остальные панк-рокеры перешли в пост-панк и другие стили. Да и тексты The Jam были куда содержательнее, чем у тех же Small Faces. Уличное и полицейское насилие, хаотичная застройка джентрификации, безработица, ложь СМИ критиковались вполне в панковском духе. А Пол Уэллер придерживался идей демократического социализма, хотя это, конечно, наиболее мягкое направление левой мысли.
В сущности, некоторое весьма отдалённое влияние модов на панк-стиль прослеживается. Пол Кук и Стив Джонс на попойке в Париже с Пит Таунсендом из The Who запечатлены в поло «Фред Перри». Роттен признаётся в биографии, что он большой поклонник The Kinks и у него в коллекции есть все альбомы, Стив Джонс рассказывал, что формировал свой гитарный стиль под влиянием группы Small Faces, чьи кавера он и исполнял поначалу. А подружка Джонса и сотрудница магазина СЕКС Крисси Хайнд позже вышла замуж за гитариста The Kinks Рея Дэвиса, автора песни You Realy Got Me, считающейся первым панком и хард-роком в истории. Но к 1989 году Крисси докатилась до фита с БГ на его альбоме «Radio Silence».
В свою очередь, панк повлиял на отпочковавшихся от модов скинхедов. У них появился свой подвид жанра — oi, разновидность панка с хоровыми припевами, более мелодичная и аккуратно сыгранная. Забавный факт: хоровые распевы идут, понятное дело, с футбольных трибун. А вот туда они по руслу народной культуры перекочевали из традиции церковных хоров, принятых в большинстве школ Англии.
Ещё один источник — шанти, поджанр английского фолка. Это песни моряков, построенные по принципу вопрос — ответ хором, помогавшие им сохранять силы и ритм во время монотонной работы на парусниках. «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» — пример знаменитой вымышленной Стивенсоном песни-шанти.
Было и обратное влияние скинхедов на панк, причём как раз в стиле одежды. Вообще все эти границы между субкультурами во многом условны: скинхедов мы видим на фото и на похоронах Сид Вишеса. А на ранних концертах The Jam молодёжь вполне панковского вида и поведения.
Панки и скин — Джанетт Бекман «Raw Punk Streets UK 1979–1982». Источник |
1980, Февраль — Процессия подростков на похоронах Сида Вишеса. Источник |
1980 — Лондонские панки увековечили память о Сиде Вишесе на своих косухах. Источник |
Еще одно наглядное фотосвидетельство того, что на заре эпохи панки и скинхеды тусовались вместе — Джанетт Бекман «Raw Punk Streets UK 1979–1982». Источник |
Redskins, королева и шут (с ней)
Ставший последней визиткой британского панка — ирокез — в начале 80-х ввёл в имидж десятков групп лидер Exploited «Уотти» Бьюкэн. В Англии обычно эту стрижку называют mohawk — от могаук, одно из краснокожих племён Лиги ирокезов. Поначалу, ещё до армейской службы, «Уотти» был скинхедом, но потом перекинулся в панк. От скин-юности у него остался лишь низ образа — подкатанные джинсы и «доктор мартинс». Верх уже панковский: косуха и прочее (каноническую сегодня косуху в панк во многом ввели в обиход Ramones, почерпнув её из «униформы» банд латинос в США, обожавших модель Schott Perfecto).
1982 — The Exploited. Источник |
990 — The Exploited. По этой фотографии можно сделать однозначный вывод о том, что классический бомбер является, в том числе, и атрибутом панк-культуры. Источник |
Джанетт Бекман, «Raw Punk Streets UK 1979–1982». Источник |
Происхождение ирокеза долго связывали с традицией индейцев, воспетой ситуационистами. Они почерпнули у активно сотрудничавшего в 30-х с сюрреалистами философа Жоржа Ботая идею потлача, назвав так одноимённый журнал. Потлач — обряд перераспределения благ в общинах краснокожих квакиутль и тлингитов. Он выражался в обмене дарами, демонстративном разрушении дорогих вещей и погромах. Бунтующие интеллектуалы видели в этом антикапиталистическую и антинакопительскую «экономику дара», а также отдающее суицидом слияние экстаза и смерти. Всё перечисленное куда как отвечало панковскому духу.
Однако реальное происхождение ирокеза оказалось намного проще: «Уотти» в одном из интервью рассказывал, что подруга одного из музыкантов группы устроила ему скандал, и так оттаскала его за волосы, что их пришлось сбрить на висках.
Punk-girl 1980-х в Лондоне. Источник |
1984, Сентябрь — Лондонские полицейские остановили двух панков во время демонстрации «Останови город», ставшей своего рода предтечей антиглобалистских протестов 90-х в Европе. Источник |
Джанетт Бекман, «Raw Punk Streets UK 1979–1982». Источник |
На этом наша хаотичная и затянувшаяся биография стиля в общем-то подходит к концу. Единая история панка пока ещё не написана и каждый трактует её по-своему. Поэтому приведём ещё одну версию, как и почему панк стал одним из символов Англии. Это почти апокриф. Зато он здорово расставляет всё на свои места. Эту версию выдвинул один из участников гараж-панк группы «Гражданская оборона», — а они были люди начитанные. В электронной версии интервью «Панки в своем кругу» она отсутствует, но в бумажном фанзине 90-х была. Согласно ей, панками в Британии называли языческие племена, не принявшие христианство, а от того выселенные на окраины города, на свалки.
И здесь всё становится логичным. И этимология слова punk — рвань. грязь, гнильё, мусор и.... «шлюха», как определял это слово Шекспир, — вырваться из такой депривации финансово и социально можно было лишь через проституцию. А также через порицаемое тогда церковью, а потому привлекающее на вакантную нишу лишь маргиналов лицедейство и актерство, — недаром среди аристократов Альбиона брак с актрисой считался постыдным делом.
О. Уайльд в «Портрете Дориана Грее» подчеркивает порочность героя, имея в виду именно это, когда Дориан едет на свидание к актрисе. Такая вот скрытая, чисто английская деталь. Недалеко здесь и до социального недовольства в виде сатиры: король и шут составляют единое архетипическое целое, где шуту позволено говорить то, за что другим полагается смертная казнь. А юмористический аспект панка хорошо заметен. Как по песне Friggin’ in the Riggin’ — народной похабной частушке из пабов, перепетой Sex Pistols (вечно паясничающий Роттен не раз говорил, что его песни — лишь шутки), так и по творчеству групп типа Toy Dolls и Tenpole Tudor (её вокалист исполняет роль Роттена в «Рок-н-рольном мошенничестве»). То есть панк в итоге просто лёг на низовые народные традиции Англии и через доходчивую форму из трех аккордов распространился по всей стране и за её пределами.
Финал: из ниоткуда в никуда
Как и хипповская революция перед этим, панковская ничем не кончилась. Капитализм и инертность буржуа превратили её в очередной продукт и разжевали, не поперхнувшись. Но поначалу народ перепугался серьёзно: Пит Таунсенд вспоминает, как всерьез опаcался, что в Англии повторится парижский май’68 и его повесят на площади вместе с Rolling Stones. Сегодня панк «лает, но не кусает», став просто одним из проявлений британской культуры. Так происходит со всеми видами бунта: «Битлз» шокировали общественность всего лишь неретушированными фото на обложке «With the Beatles» 1963 года, — тогда так было не принято. А уже через поколение, в 1997 Маккартни посвятили в рыцари и теперь к нему обращаются «сэр»».
Сейчас ирокезоносители буднично фотографируются за фунт с туристами на Пикадилли. Наряду с песней The Jam «Going Underground», фрагмент пистолзовской Pretty Vacant использовался на открытии Олимпиады 2012 в Лондоне (даром, что vacant Роттен поёт, акцентируя слово как way cunt, т.е. «путь-влагалище», в самом стыдливом переводе). А наработки оформлявшего продукцию «пистолетов» Джейми Рида использовались в газетной нарезке нигилистического слогана рекламы «Спрайта» 1994 года: «Имидж ничто — жажда всё» (зловещая ирония в том, что это цитата из речи Рейгана 1971 года).
Но где-то в британских туманах ещё бродит язвительный дух сплава трущоб и арт-школ, пропитанный пивным недовольством пабов. Где-то в 2000-х до панков снизошла даже покойная ныне королева, пригласив «Пистолз» выступить на очередном юбилее. На её длинное официальное письмо группа ответила всего двумя буквами: «NO».
Posted By Merc Russia on 6 фев 2024
Получите промокод со скидкой 5% на ваш первый заказ за подписку на наши новости о распродажах и коллекциях