Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

развернуть левое меню

Лучший бомбардир. Бомбер — история пилотской куртки


История бомбера охватывает почти сотню лет, за которую культовая модель прошла долгий путь от летной куртки ВВС разных стран и важного атрибута в гардеробе сразу нескольких субкультур до неожиданного появления на подиуме на волне интереса к стилю «милитари» в XXI веке. Блог Merc рассказывает о ключевых моментах этого извилистого пути.

 
 
Во время Первой мировой войны роль авиация быстро возрастала, и наряду с модернизацией летного парка перед командованием ВВС разных стран стоял вопрос об экипировке военных летчиков. Кабины самолетов в ту пору были открытыми: не было ни обогрева, ни даже защитных стекол. В условиях экстремально низких температур, сильных ветров и осадков пилоты нуждались в теплой и водостойкой одежде, способной противостоять холоду, не создавая помех в управлении техникой. Первые образцы летных курток появились в США, Франции и Бельгии в 1915-17-м годах. Они производились из толстой кожи, отделывались мехом, имели высокий воротник-стойку, ветрозащитные планки и плотно облегающие манжеты.

Самолет ВВС США на Восточном фронте Первой мировой войны, 1918. Источник

Впервые серийное производство летных курток было налажено в Великобритании в 1926 году на основе конструкции американского авиатора Лесли Лероя Ирвина, ранее вошедшего в историю в качестве изобретателя и первого испытателя парашюта (в 30-х годах его компания Irving Air Chute стала крупнейшим производителем парашютов в мире, поставляя свои изделия в 45 стран). Модель Cockpit Irvin Flight Jacket выпускалась из грубой кожи с подкладкой из овчины, отложным воротником и застежкой на молнию. Куртка имела короткий фасон и утягивалась снизу при помощи специального ремня. 

Узнаваемый силуэт, пожалуй, – единственное её сходство с современным бомбером. Тяжелый и неэластичный материал Irvin Flight Jacket сковывал движения летчиков, и все же она стала настоящей находкой для Королевских военно-воздушных сил, просуществовав с минимальными изменениями до конца Второй мировой войны.

Современная репродукция Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник

Британский летчик Второй мировой войны, одетый Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник

Британский авиатор Лесли Лерой Ирвин – изобретатель бомбера и парашюта. Источник

В Америке в тот период создавались свои версии летных курток, обозначавшихся, согласно регламенту, уникальными буквено-цифровыми кодами. В конце двадцатых – начале тридцатых годов обмундирование ВВС США пополнили модели B-3, B-6 и ANJ-4 – все они мало отличались от модели Лесли Ирвина.

Оригинал летной куртки B-3 американских ВВС. Источник

Американские пилоты 359-й эскадрильи бомбардировщиков «Ангелы ада» в куртках B-3. Источник

Разница, в основном, касалась отделки низа: на большинстве американских моделей отсутствовал утягивающий ремень, что компенсировалось появлением первых резинок, либо более толстой меховой подкладкой. Примерно тогда же необходимость в теплых подкладках начала отпадать: кабины бомбардировщиков стали отапливаемыми, что отразилось на характеристиках новых моделей, – А-1 (выпущена в 1927 году) и её последующей модернизированной версии – А-2, которая была стандартизирована в 1931-м. 

Обе они производились из конской кожи коричневого цвета (чуть позже в отдельных версиях использовалась более жесткая козлиная кожа) уже без меховой подкладки (её заменил более легкий материал – шелк или хлопок), а утягивающий ремень окончательно заменила плотно прилегающая резинка. Разница между изделиями заключалась в воротнике: у А-1 он был трикотажным и застегивался на пуговицы или кнопки, полностью закрывая горло, а у А-2 – имел классический отложной фасон и изготавливался из того же материала, что и сама куртка. Кроме того, в конструкции А-2 бомбер впервые получил застежку на молнию с ветрозащитной планкой, окончательно вытеснившую пуговицы.
 
Современная репродукция американской летной куртки A-1. Источник

Американский летчик в летной куртке A-1, начало 40-х. Источник

Оригинал американской летной куртки A-2 периода Второй мировой войны. Источник

Американские летчики Второй мировой в летных куртках A-2. Источник

Модель A-2 пользовалась наибольшей популярностью в ВВС США, став настоящим долгожителем: она продержалась в качестве основной летной куртки американской военной авиации более 10 лет, вплоть до 1943 года (несмотря на дальнейшую эволюцию униформы, многие летные отряды продолжали носить А-2 и после, например, во время Корейской войны 1950-53 годов). Именно А-2 стала последней версией кожаной летной куртки, её носил не только рядовой состав, но и генералы, например, Паттон и Макартур. 

Прошедший две мировые войны генерал армии США Дуглас Макартур в куртке A-2. Источник

Отличившиеся в боях пилоты украшали свои куртки эмблемами эскадрилий, шевронами, всевозможными надписями, комиксовыми супергероями и мультяшными персонажами, а также самолетами, авиационными бомбами (по числу выполненных бомбардировок), потопленными кораблями противника и обнаженными девушками в стиле пин-ап.

Начиная с А-2 в обиход вводится обозначение Bomber Jacket (Bomber – англ. «бомбардировщик») и все последующие модели называют именно так. 

Смешанные с военной тематикой эротические пин-ап изображения на куртках американских летчиков Второй мировой стали своего рода искусством. Источник

В первые годы Второй мировой войны бомберы появляются и в обмундировании советских летчиков: сначала в СССР попадают американские куртки, поставляемые по договору ленд-лиза, позже отечественная промышленность начинает производить подобные модели самостоятельно. Разумеется, бомберами их никто не называл: в ходу было название «шевретка», подчеркивающее происхождение кожи (шевретовая кожа – кожа хромового дубления, выделанная из шкур овец или коз).

Несмотря на то, что А-2 не является канонической версией бомбера, она успешно производится и сегодня: реплики можно без труда отыскать в интернете, а при желании и некоторой доле везения есть вероятность наткнуться и на оригинал. Знатоки отечественных субкультур свидетельствуют, что в среде первых московских байкеров, за неимением «косух», особым шиком считалось обладание кожаной летной курткой отца или деда.

Летные куртки A-2 получили широкое распространение среди союзников США от Великобритании до Советского Союза. Члены 837-й эскадрильи английских ВВС, февраль 1945 года. Источник

В ходе Второй мировой культовую модель А-2 в ВВС США вытесняют новые виды курток, рассчитанные на более низкие температуры, – В-10, а затем и В-15, выпущенная в 1944 году: вместо кожи здесь впервые используется смешанный с хлопком нейлон, изобретенный в конце 30-х американской химической компанией DuPont (он призван обеспечить больший комфорт и свободу движений в тесных, нашпигованных системами управления кабинах), отложной, усиленный штормовым клапаном воротник вновь получает отделку из овчины, подобно первому британскому прототипу бомбера, а утягивающая резинка из шерсти теперь повсеместно есть не только снизу, но и на манжетах.

Улучшается и функциональность: начиная с В-15 на рукаве бомбера появляется небольшой «сервисный карман» для сигарет, письменных принадлежностей и мелочевки, а чуть ниже воротника располагаются два треугольных держателя для кислородной маски (в большинстве созданных после войны гражданских версиях сохранился лишь карман).

B-10_Bomber_Jacket.jpg
Современная американская реплика бомбера B-10. Источник

Современная американская версия бомбера B-15, на рукаве которого впервые появился «сервисный карман». Источник

Прославленный американский летчик-испытатель Айвен Кинчлоу в бомбере B-15 (справа), Корея, 1951. Источник

Знаменитая американская актриса Мэрлин Монро в бомбере B-15 на базе США в Корее, февраль 1954. Источник

В-15 используется американскими пилотами вплоть до начала 60-х, но уже в конце 40-х не является основной: на её место приходит эргономичный МА-1 – всесезонный бомбер из высококачественного легкого нейлона с полиэстеровой подкладкой, прежде всего, отличающийся от В-15 знаковым плоским трикотажным воротником. Именно МА-1 считается классической версией бомбера.  

Оригинальный MA-1 бомбер конца 50-х, произведенный американской фирмой Dobbs Industries. Источник

99-е Бомбардировочное крыло Стратегического командования ВВС США в бомберах MA-1, 1958. Источник

Его силуэт с тех пор почти не менялся, если не считать несколько деталей, связанных с войной во Вьетнаме: в 1963 году куртка получила оранжевую подкладку (яркий цвет доложен был облегчить поиск пилота в случае авиакатастрофы) и так называемую Blood Chit – специальную нашивку на внутренней стороне с посланием на языке местного населения, содержащим просьбу передать летчика представителям США или любой другой дружественной страны за вознаграждение. В наше время такая подкладка используется лишь отдельными производителями. 

Вьетнамский конфликт внес еще одно важное изменение в дизайн бомбера: на смену исконному синему цвету МА-1, унаследованному от предшествующей модели B-15, пришел зеленый, служивший хорошим камуфляжем в условиях местных джунглей. 

Blood Chit на оранжевой подкладке MA-1 бомбера Alpha Industries. Источник

Американские пилоты 353-ей учебно-боевой эскадрильи ВВС США в бомберах MA-1, середина 50-х. Источник

В конце 40-х – начале 50-х бомбер, подобно другим предметам одежды с милитаристскими корнями, таким как тренч, дафлкот и бушлат, постепенно переходит из разряда спецодежды в гражданский гардероб: на военных складах остаются большие запасы нереализованных курток, простота и функциональность которых вполне способны удовлетворить потребительский спрос по обе стороны Атлантики. Кроме того, военные куртки ассоциируются с мужественностью, что только прибавляет им популярности. Бомберы появляются в военторгах Америки и Великобритании, имеющей тесные торговые связи с США, а также в отдельных нишевых магазинах, ориентированных на молодежь. 

Рекламный плакат основанной в 1937 году нью-йоркской компании Aero Leather Clothing Company, поставлявшей бомберы A-2 для армии США, а заодно и всем желающим. Источник  

Спустя десятилетие, в 1965 году, на экраны выходит снятый по одноименному роману Дэвида Уэстхеймера фильм «Поезд фон Райена» (англ. «Von Ryan’s Express») с Фрэнком Синатрой в роли пилота американского бомбардировщика, сбитого немцами. Главный герой, как и положено настоящему летчику, носит кожаную куртку А-2, что служит отличной рекламой бомберу: Синатра сделал для его популяризации примерно то же самое, что Джеймс Дин для Harrington Jacket или Марлон Брандо для мотоциклетной «косухи». 

Носил бомбер и другой выдающийся модник той эпохи  – американский актер и мотогонщик Стив Маккуин. Примечательно, что оба они, Синатра и Маккуин, также известны своей любовью к куртке Харрингтон.

Знаменитый американский певец и актер Фрэнк Синатра в фильме «Поезд фон Райена». Источник

Секс-символ 60-х, американский актер Стив Маккуин в фильме «Охотник» 1980 года. Источник

В Британии 60-х бомбер становится атрибутом молодежных субкультур: если моды «старой школы» предпочитают ему другие куртки военного происхождения – фиштейл парку, способную полностью закрыть костюм от дорожной грязи при езде на мотороллере, более изысканный Харрингтон и ветровку Monkey Jacket (конструктивный аналог бомбера с характерной окантовкой воротника, манжет и резинки в талии – британский вариант «университетской куртки» The Ivy League), то в образ традиционных скинхедов MA-1 вписывается идеально. Этот узнаваемый look также включает тяжелые армейскиие ботинки, подвернутые джинсы, подтяжки и клетчатую рубашку. 

Британские скинхеды в Лондоне, 1983. Источник

Лондонские скинхеды первой половины 80-х. Источник

В 70-х в Англии зарождается околофутбольная культура, тесно связанная с набирающим обороты ультраправым движением, перехватившим стиль аполитичных скинхедов первой волны: помимо символа принадлежности к определенной среде, бомбер оказывается удобен и при драке. Беспорядки с участием фанатов и WP скинов бушуют по всей Британии все 80-е и затихнут лишь в середине 90-х, надолго сохранив за бомбером жесткую славу.

Члены ультраправого «Британского Движения», Уэллинг, Англия, 1980. Источник

Появление бомбера в России 90-х тесно связано с околофутболом: как и английские хулиганы, большинство отечественных casuals исповедует правые взгляды и многие копируют британский стиль: прическа «под ноль» в сочетании с тяжёлыми ботинками и армейской курткой. Избранные хулсы заказывали бомберы из Англии, альтернативой для остальных становятся наводнившие страну недорогие турецкие и китайские аналоги с вещевых рынков. 

Бомбер стал своего рода маркером скиновского и фанатского движений, накладывая на своего владельца обязательства отвечать за свои взгляды и пристрастия по всем законам жанра. Наиболее авторитетные фанаты московского «Спартака» тогда выворачивали бомберы оранжевой стороной наружу, что запрещалось делать простым смертным. 

Лондонские скинхеды около культового скиновского магазина The Last Resort на Гоулстон-стрит, 1981. Источник

Примерно в то же время бомбер получил признание в качестве модного аксессуара: первопроходцем стал молодой бельгийский дизайнер Раф Симонс, первым показавший черные МА-1 на подиуме в 1999 году. 

Однако вплоть до конца нулевых бомберу все-таки не удавалась сбросить с себя ярлык маргинальности, и лишь отдельные марки использовали его в своем позиционировании. На исходе же первого десятилетия XXI века модный мир захлестнуло увлечение стилем милитари: большинство из упомянутых выше разновидностей бомбера вдруг появились в fashion-изданиях и коллекциях люксовых брендов. В наши дни на смену милитари, как символ цикличности моды, пришел heritage с вощеными куртками, брюками-чино, кардиганами из толстой шерсти и, конечно, новыми вариантами куртки знакомого силуэта, не менявшегося уже более полувека. При этом и классический бомбер в различных цветовых решениях переживает сегодня второе рождение, став трендовым атрибутом не только уличного и субкультурного, но и повседневного стилей. 


Евгений Лесняк    
Никита Ваулин    



Куртки Бомберы Merc







Posted By Merc Russia on 10 Сен 2017