Лучший бомбардир. Бомбер — история пилотской куртки
История бомбера охватывает почти сотню лет, за которую культовая модель прошла долгий путь от летной куртки ВВС разных стран и важного атрибута в гардеробе сразу нескольких субкультур до неожиданного появления на подиуме на волне интереса к стилю «милитари» в XXI веке. Блог Merc рассказывает о ключевых моментах этого извилистого пути.

Во время Первой мировой войны роль авиация быстро возрастала, и наряду с модернизацией летного парка перед командованием ВВС разных стран стоял вопрос об экипировке военных летчиков. Кабины самолетов в ту пору были открытыми: не было ни обогрева, ни даже защитных стекол. В условиях экстремально низких температур, сильных ветров и осадков пилоты нуждались в теплой и водостойкой одежде, способной противостоять холоду, не создавая помех в управлении техникой. Первые образцы летных курток появились в США, Франции и Бельгии в 1915-17-м годах. Они производились из толстой кожи, отделывались мехом, имели высокий воротник-стойку, ветрозащитные планки и плотно облегающие манжеты.
![]() |
Самолет ВВС США на Восточном фронте Первой мировой войны, 1918. Источник |
Впервые серийное производство летных курток было налажено в Великобритании в 1926 году на основе конструкции американского авиатора Лесли Лероя Ирвина, ранее вошедшего в историю в качестве изобретателя и первого испытателя парашюта (в 30-х годах его компания Irving Air Chute стала крупнейшим производителем парашютов в мире, поставляя свои изделия в 45 стран). Модель Cockpit Irvin Flight Jacket выпускалась из грубой кожи с подкладкой из овчины, отложным воротником и застежкой на молнию. Куртка имела короткий фасон и утягивалась снизу при помощи специального ремня.
Узнаваемый силуэт, пожалуй, – единственное её сходство с современным бомбером. Тяжелый и неэластичный материал Irvin Flight Jacket сковывал движения летчиков, и все же она стала настоящей находкой для Королевских военно-воздушных сил, просуществовав с минимальными изменениями до конца Второй мировой войны.
![]() |
Современная репродукция Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник |
![]() |
Британский летчик Второй мировой войны, одетый Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник |
В Америке в тот период создавались свои версии летных курток, обозначавшихся, согласно регламенту, уникальными буквено-цифровыми кодами. В конце двадцатых – начале тридцатых годов обмундирование ВВС США пополнили модели B-3, B-6 и ANJ-4 – все они мало отличались от модели Лесли Ирвина.
![]() |
Оригинал летной куртки B-3 американских ВВС. Источник |
![]() |
Американские пилоты 359-й эскадрильи бомбардировщиков «Ангелы ада» в куртках B-3. Источник |
Разница, в основном, касалась отделки низа: на большинстве американских моделей отсутствовал утягивающий ремень, что компенсировалось появлением первых резинок, либо более толстой меховой подкладкой. Примерно тогда же необходимость в теплых подкладках начала отпадать: кабины бомбардировщиков стали отапливаемыми, что отразилось на характеристиках новых моделей, – А-1 (выпущена в 1927 году) и её последующей модернизированной версии – А-2, которая была стандартизирована в 1931-м.
Обе они производились из конской кожи коричневого цвета (чуть позже в отдельных версиях использовалась более жесткая козлиная кожа) уже без меховой подкладки (её заменил более легкий материал – шелк или хлопок), а утягивающий ремень окончательно заменила плотно прилегающая резинка. Разница между изделиями заключалась в воротнике: у А-1 он был трикотажным и застегивался на пуговицы или кнопки, полностью закрывая горло, а у А-2 – имел классический отложной фасон и изготавливался из того же материала, что и сама куртка. Кроме того, в конструкции А-2 бомбер впервые получил застежку на молнию с ветрозащитной планкой, окончательно вытеснившую пуговицы.
![]() |
Современная репродукция американской летной куртки A-1. Источник |
![]() |
Американский летчик в летной куртке A-1, начало 40-х. Источник |
![]() |
Оригинал американской летной куртки A-2 периода Второй мировой войны. Источник |
![]() |
Американские летчики Второй мировой в летных куртках A-2. Источник |
Модель A-2 пользовалась наибольшей популярностью в ВВС США, став настоящим долгожителем: она продержалась в качестве основной летной куртки американской военной авиации более 10 лет, вплоть до 1943 года (несмотря на дальнейшую эволюцию униформы, многие летные отряды продолжали носить А-2 и после, например, во время Корейской войны 1950-53 годов). Именно А-2 стала последней версией кожаной летной куртки, её носил не только рядовой состав, но и генералы, например, Паттон и Макартур.
![]() |
Прошедший две мировые войны генерал армии США Дуглас Макартур в куртке A-2. Источник |
Отличившиеся в боях пилоты украшали свои куртки эмблемами эскадрилий, шевронами, всевозможными надписями, комиксовыми супергероями и мультяшными персонажами, а также самолетами, авиационными бомбами (по числу выполненных бомбардировок), потопленными кораблями противника и обнаженными девушками в стиле пин-ап.
Начиная с А-2 в обиход вводится обозначение Bomber Jacket (Bomber – англ. «бомбардировщик») и все последующие модели называют именно так.
![]() |
Смешанные с военной тематикой эротические пин-ап изображения на куртках американских летчиков Второй мировой стали своего рода искусством. Источник |
В первые годы Второй мировой войны бомберы появляются и в обмундировании советских летчиков: сначала в СССР попадают американские куртки, поставляемые по договору ленд-лиза, позже отечественная промышленность начинает производить подобные модели самостоятельно. Разумеется, бомберами их никто не называл: в ходу было название «шевретка», подчеркивающее происхождение кожи (шевретовая кожа – кожа хромового дубления, выделанная из шкур овец или коз).
Несмотря на то, что А-2 не является канонической версией бомбера, она успешно производится и сегодня: реплики можно без труда отыскать в интернете, а при желании и некоторой доле везения есть вероятность наткнуться и на оригинал. Знатоки отечественных субкультур свидетельствуют, что в среде первых московских байкеров, за неимением «косух», особым шиком считалось обладание кожаной летной курткой отца или деда.
Несмотря на то, что А-2 не является канонической версией бомбера, она успешно производится и сегодня: реплики можно без труда отыскать в интернете, а при желании и некоторой доле везения есть вероятность наткнуться и на оригинал. Знатоки отечественных субкультур свидетельствуют, что в среде первых московских байкеров, за неимением «косух», особым шиком считалось обладание кожаной летной курткой отца или деда.
![]() |
Летные куртки A-2 получили широкое распространение среди союзников США от Великобритании до Советского Союза. Члены 837-й эскадрильи английских ВВС, февраль 1945 года. Источник |
В ходе Второй мировой культовую модель А-2 в ВВС США вытесняют новые виды курток, рассчитанные на более низкие температуры, – В-10, а затем и В-15, выпущенная в 1944 году: вместо кожи здесь впервые используется смешанный с хлопком нейлон, изобретенный в конце 30-х американской химической компанией DuPont (он призван обеспечить больший комфорт и свободу движений в тесных, нашпигованных системами управления кабинах), отложной, усиленный штормовым клапаном воротник вновь получает отделку из овчины, подобно первому британскому прототипу бомбера, а утягивающая резинка из шерсти теперь повсеместно есть не только снизу, но и на манжетах.
Улучшается и функциональность: начиная с В-15 на рукаве бомбера появляется небольшой «сервисный карман» для сигарет, письменных принадлежностей и мелочевки, а чуть ниже воротника располагаются два треугольных держателя для кислородной маски (в большинстве созданных после войны гражданских версиях сохранился лишь карман).
![]() |
Современная американская реплика бомбера B-10. Источник |
![]() |
Современная американская версия бомбера B-15, на рукаве которого впервые появился «сервисный карман». Источник |
![]() |
Прославленный американский летчик-испытатель Айвен Кинчлоу в бомбере B-15 (справа), Корея, 1951. Источник |
![]() |
Знаменитая американская актриса Мэрлин Монро в бомбере B-15 на базе США в Корее, февраль 1954. Источник |
В-15 используется американскими пилотами вплоть до начала 60-х, но уже в конце 40-х не является основной: на её место приходит эргономичный МА-1 – всесезонный бомбер из высококачественного легкого нейлона с полиэстеровой подкладкой, прежде всего, отличающийся от В-15 знаковым плоским трикотажным воротником. Именно МА-1 считается классической версией бомбера.
![]() |
Оригинальный MA-1 бомбер конца 50-х, произведенный американской фирмой Dobbs Industries. Источник |
![]() |
99-е Бомбардировочное крыло Стратегического командования ВВС США в бомберах MA-1, 1958. Источник |
Его силуэт с тех пор почти не менялся, если не считать несколько деталей, связанных с войной во Вьетнаме: в 1963 году куртка получила оранжевую подкладку (яркий цвет доложен был облегчить поиск пилота в случае авиакатастрофы) и так называемую Blood Chit – специальную нашивку на внутренней стороне с посланием на языке местного населения, содержащим просьбу передать летчика представителям США или любой другой дружественной страны за вознаграждение. В наше время такая подкладка используется лишь отдельными производителями.
Вьетнамский конфликт внес еще одно важное изменение в дизайн бомбера: на смену исконному синему цвету МА-1, унаследованному от предшествующей модели B-15, пришел зеленый, служивший хорошим камуфляжем в условиях местных джунглей.
![]() |
Blood Chit на оранжевой подкладке MA-1 бомбера Alpha Industries. Источник |
![]() |
Американские пилоты 353-ей учебно-боевой эскадрильи ВВС США в бомберах MA-1, середина 50-х. Источник |
В конце 40-х – начале 50-х бомбер, подобно другим предметам одежды с милитаристскими корнями, таким как тренч, дафлкот и бушлат, постепенно переходит из разряда спецодежды в гражданский гардероб: на военных складах остаются большие запасы нереализованных курток, простота и функциональность которых вполне способны удовлетворить потребительский спрос по обе стороны Атлантики. Кроме того, военные куртки ассоциируются с мужественностью, что только прибавляет им популярности. Бомберы появляются в военторгах Америки и Великобритании, имеющей тесные торговые связи с США, а также в отдельных нишевых магазинах, ориентированных на молодежь.
![]() |
Рекламный плакат основанной в 1937 году нью-йоркской компании Aero Leather Clothing Company, поставлявшей бомберы A-2 для армии США, а заодно и всем желающим. Источник |
Спустя десятилетие, в 1965 году, на экраны выходит снятый по одноименному роману Дэвида Уэстхеймера фильм «Поезд фон Райена» (англ. «Von Ryan’s Express») с Фрэнком Синатрой в роли пилота американского бомбардировщика, сбитого немцами. Главный герой, как и положено настоящему летчику, носит кожаную куртку А-2, что служит отличной рекламой бомберу: Синатра сделал для его популяризации примерно то же самое, что Джеймс Дин для Harrington Jacket или Марлон Брандо для мотоциклетной «косухи».
Носил бомбер и другой выдающийся модник той эпохи – американский актер и мотогонщик Стив Маккуин. Примечательно, что оба они, Синатра и Маккуин, также известны своей любовью к куртке Харрингтон.
![]() |
Знаменитый американский певец и актер Фрэнк Синатра в фильме «Поезд фон Райена». Источник |
![]() |
Секс-символ 60-х, американский актер Стив Маккуин в фильме «Охотник» 1980 года. Источник |
В Британии 60-х бомбер становится атрибутом молодежных субкультур: если моды «старой школы» предпочитают ему другие куртки военного происхождения – фиштейл парку, способную полностью закрыть костюм от дорожной грязи при езде на мотороллере, более изысканный Харрингтон и ветровку Monkey Jacket (конструктивный аналог бомбера с характерной окантовкой воротника, манжет и резинки в талии – британский вариант «университетской куртки» The Ivy League), то в образ традиционных скинхедов MA-1 вписывается идеально. Этот узнаваемый look также включает тяжелые армейскиие ботинки, подвернутые джинсы, подтяжки и клетчатую рубашку.
![]() |
Британские скинхеды в Лондоне, 1983. Источник |
![]() |
Лондонские скинхеды первой половины 80-х. Источник |
В 70-х в Англии зарождается околофутбольная культура, тесно связанная с набирающим обороты ультраправым движением, перехватившим стиль аполитичных скинхедов первой волны: помимо символа принадлежности к определенной среде, бомбер оказывается удобен и при драке. Беспорядки с участием фанатов и WP скинов бушуют по всей Британии все 80-е и затихнут лишь в середине 90-х, надолго сохранив за бомбером жесткую славу.
![]() |
Члены ультраправого «Британского Движения», Уэллинг, Англия, 1980. Источник |
Появление бомбера в России 90-х тесно связано с околофутболом: как и английские хулиганы, большинство отечественных casuals исповедует правые взгляды и многие копируют британский стиль: прическа «под ноль» в сочетании с тяжёлыми ботинками и армейской курткой. Избранные хулсы заказывали бомберы из Англии, альтернативой для остальных становятся наводнившие страну недорогие турецкие и китайские аналоги с вещевых рынков.
Бомбер стал своего рода маркером скиновского и фанатского движений, накладывая на своего владельца обязательства отвечать за свои взгляды и пристрастия по всем законам жанра. Наиболее авторитетные фанаты московского «Спартака» тогда выворачивали бомберы оранжевой стороной наружу, что запрещалось делать простым смертным.
![]() |
Лондонские скинхеды около культового скиновского магазина The Last Resort на Гоулстон-стрит, 1981. Источник |
Примерно в то же время бомбер получил признание в качестве модного аксессуара: первопроходцем стал молодой бельгийский дизайнер Раф Симонс, первым показавший черные МА-1 на подиуме в 1999 году.
Однако вплоть до конца нулевых бомберу все-таки не удавалась сбросить с себя ярлык маргинальности, и лишь отдельные марки использовали его в своем позиционировании. На исходе же первого десятилетия XXI века модный мир захлестнуло увлечение стилем милитари: большинство из упомянутых выше разновидностей бомбера вдруг появились в fashion-изданиях и коллекциях люксовых брендов. В наши дни на смену милитари, как символ цикличности моды, пришел heritage с вощеными куртками, брюками-чино, кардиганами из толстой шерсти и, конечно, новыми вариантами куртки знакомого силуэта, не менявшегося уже более полувека. При этом и классический бомбер в различных цветовых решениях переживает сегодня второе рождение, став трендовым атрибутом не только уличного и субкультурного, но и повседневного стилей.
Евгений Лесняк
Никита Ваулин
Куртки Бомберы Merc
Posted By Merc Russia on 10 сен 2017

Скидка 5% за подписку
Получите промокод со скидкой 5% на ваш первый заказ за подписку на наши новости о распродажах и коллекциях