Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

Субкультура. Британская история X. Скинхеды


Средства массовой информации часто используют слово «скинхеды», и в подавляющем большинстве случаев оно несёт негативный оттенок. Не будем позволять себе поверхностные суждения и разберёмся, кто это такие, и почему в сознании англичан скинхед все-таки чаще одет в Кромби или Харрингтон, нежели в привычный бомбер.


 
 
  
Как мы рассказывали в предыдущей статье (см. «Субкультуры. Моды - очень британский феномен»), в шестидесятые годы молодёжь Великобритании была покорена образом мода – юного эстета, гедониста и денди.

Английские моды 60-х на стиле: мохеровый костюм, макинтош, полосатый блейзер

Во второй половине десятилетия наметилось несколько путей развития данного образа. Мир музыки захватывала волна психоделии, и мода не могла остаться в стороне. Вечеринки становились настоящим калейдоскопом сюрреалистических узоров и ярких красок. Совершенно другой стиль разработали для себя молодые люди, которые стали называться «хард-модами», (англ. hard mods). Он был проще, практичнее и сильно контрастировал с образами богемы. 

Первые хард-моды середины 60-х, Англия

 

Нельзя утверждать, что это было намеренным противостоянием моде. Различия между хард-модами и представителями «золотой молодежи» и творческой интеллигенции были естественными: разница на уровне социальной среды вела к расхождению во вкусах и взглядах на жизнь. Однако к концу 60-х она стала более заметна и внутри самой субкультуры. Тех модов, которые буйствовали во время знаменитых погромов на юге Великобритании в середине 60-х, можно смело считать хард-модами. Они любили подраться, занимались кражами и разбоем, носили холодное оружие и нередко объединялись в настоящие банды. Это были молодые люди, родившиеся после войны. 

Британская пресса о столкновениях модов и рокеров в Брайтоне, Англия, 1964

Моды убегают от полиции после драки с рокерами на брайтонском пляже, Англия, 1964

Подростковый возраст данного поколения пришелся на время, когда трудности военных и послевоенных лет остались позади: можно было жить, не думая лишь о том, как прокормиться и восстановить страну. Начиналась мод-революция шестидесятых, ориентированная на тинейджеров. Всем хотелось идти в ногу со временем. Вокруг появилось много музыки, клубов и стильной одежды, и все это могло стать твоим – были бы деньги! 

Fashion мекка Свингующих Шестидесятых — Carnaby St., Лондон

Знаменитая лондонская Carnaby St. в 1967 году. Моды приехали на шопинг 

Набравшая обороты британская экономика предоставляла рабочие места, давая возможность честным трудом скопить на стильный костюм и мотороллер. Можно было пойти и более «легким» путем – криминал во всех своих проявлениях помогал раздобыть деньги на новую одежду, наркотики и походы в самые модные клубы города. В пятницу ночью моды вели себя как прожигатели жизни, поп-идолы и люди из высшего света, но наступал день, и многим из них снова надо было выходить на работу или искать незаконный заработок.

«Меня называли хард-модом… СМИ ухватились за историю с погромами [знаменитое столкновение модов с рокерами на юге Англии в 1964-м году] и описали модов как безумную толпу наркоманов, склонных к насилию и беспорядкам. Конечно, в ерунде, которую строчили газеты, было зерно правды. Среди модов были те, кто поехал в Брайтон, Маргит и другие города только ради того, чтобы устроить там полный беспредел. Должен признаться, я был в их числе.

Репутация была всем. Я начал носить с собой оружие (топор) и был готов воспользоваться им, если понадобится… Внешний вид был очень важен – все вокруг были буквально обязаны носить шерстяной костюм"

Джон Лео Уотерс
 
Британские хард-моды конца 60-х, Лондон

Хард-моды атакуют рокера на музыкальном фестивале в Брайтоне, 1964

Хард-моды избивают рокеров, Брайтон, Англия,1964

Дело в том, что, несмотря на стремление к элитарности, истоки мод-движения во многом лежали в рабочей среде. Бедные и неблагополучные районы южного Лондона были домом для многих модов и обыкновенных подростков, которые со свойственной их возрасту живостью впитывали городскую культуру.

Брикстон – один из таких районов – включал в себя обширную ямайскую диаспору. Упадок экономики, волна преступности, ураган, опустошивший в 1944-м году восток Ямайки, а также обещание рабочих мест со стороны правительства Великобритании влекли в Лондон иммигрантов с Карибских островов. Резкий приток иностранцев из далекой страны сыграл важнейшую роль в трансформации хард-модов в скинхедов. В 1962-м году бывшая британская колония получила независимость, но столь масштабное политическое событие не могло не иметь и негативных последствий для населения. Многие ямайцы продолжили эмигрировать в бывшую метрополию. 

Ямайские руд-бои ждут прибытия императора Эфиопии Хайле Селассие в аэропорту Кингстона, 1966

На новом месте молодёжь Ямайки познакомила лондонских сверстников со своей культурой. На острове была своя субкультура: руд-бои (англ. rude boys) – буквально «грубые парни», но в ямайском английском скорее «жесткие», «суровые». Руд-бои были выходцами из рабочего класса и нередко проявляли насилие по отношению друг к другу и окружающим. Жизнь их была нелегкой, ведь зачастую они росли в самых неблагополучных районах Кингстона, столицы не самой спокойной страны. Как и многие молодые люди, тем более дерзкие и зачастую замешанные в криминале, руд-бои стремились одеваться с иголочки: костюмы, узкие галстуки, шляпы «трилби» и «порк пай». Возможно, этот стиль был навеян джазовыми музыкантами США. Руд-бои предпочитали самую свежую и современную местную музыку: ска, а затем и рокстеди.

Руд-бой стиль от Merc

 
Ска представляет собой музыкальный жанр, возникший на Ямайке на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Объединение американского ритм-энд-блюза с карибскими стилями менто и калипсо привело к появлению совершенно нового и весьма характерного звучания.

Во второй половине шестидесятых музыка ска эволюционировала в рокстеди. По сравнению с предшественником, данный стиль отличает замедленный темп, синкопированный бас и использование небольших коллективов с электрической бас-гитарой (ранние ска-группы представляли собой большие ансамбли и в основном использовали контрабас).

Важнейшими ска-группами и исполнителями были и остаются Toots and The Maytals, The Skatalites, Bob Marley and the Wailers (лидер последних стал одним из самых узнаваемых музыкантов в истории), The Upsetters (группа знаменитого продюсера Ли «Скретча» Перри), Деррик Морган, Макс Ромео, Принц Бастер, Дезмонд Деккер и многие другие.
 
Итак, на волне эмиграции молодежная культура Ямайки попала на берега Туманного Альбиона. Неудивительно, что в силу близкого возраста, любви к музыке и желанию выглядеть интересно, английские ребята стали перенимать стиль руд-боев. Моды традиционно любили американский соул и ритм-энд-блюз, но также весьма интересовались музыкой Ямайки. Огромная заслуга в этом принадлежит английскому лейблу «Melodisc Records», основанному в 1949-м году и выпускавшему афро-карибскую музыку. Компания начала записывать в Лондоне ямайских музыкантов и, развивая успех этих записей, основала подразделение «Blue Beat Records». Оно специализировалось на любимой руд-боями, модами, а затем и скинхедами музыке ска и рокстеди.

Руд-бой группа The Untouchables, основанная в Лос-Анджелесе в 1981 году 

Одним из ярчайших музыкантов, с которым сотрудничал лейбл, был Принц Бастер – человек, внесший огромный вклад в становление ска и популяризацию жанра в Великобритании. 

Молодежь южного Лондона с большим интересом посещала рассчитанные на ямайцев клубы, которые назывались «ска-бары», училась танцевать ска и перенимала элементы стиля. Пластинки с афроамериканской и карибской музыкой разлетались в магазинах как горячие пирожки.



Хард-мод на ска вечеринке в окружении ямайских иммигрантов, конец 60-х, Англия

Таким образом, когда в конце шестидесятых часть модов стала тяготеть к психоделической музыке, у модов южного Лондона уже была особая связь с музыкой Ямайки, и хард-моды не последовали за богемой. Коренные жители Лондона и иммигранты, хард-моды и руд-бои слились в субкультуру, которую стали называть скинхедами (англ. skinheads). Название субкультуры составлено из двух слов: «skin» – «кожа» и «head» – «голова». Существует версия, что это слово было взято из лексикона американских пехотинцев.

«… Мода и музыка менялись. В клубах начали играть странную музыку вроде The Byrds и Джими Хендрикса, и модам не оставалось ничего другого, как ходить в ямайские клубы – только там не переставали играть черную музыку. Итак, моды ходили в ска-клубы и перенимали стиль руд-боев, но поскольку они не были черными, они не могли так себя называть, поэтому они позаимствовали слово «скинхеды», которым называли новобранцев морской пехоты США, которым брили голову, когда они шли в армию. В морской пехоте новобранца называли «скинхедом» только офицеры, вроде: «Эй, ты, бритоголовый, иди сюда!». Так что изначально стиль скинхедов был белым вариантом стиля руд-боев.» 

Дик Кумс 
 
 
Англия, конец 60-х, первые скинхеды танцуют ска. Клетчатые рубашки button-down и костюм Tonic Suit с пиджаком удлиненного фасона

1980 — Британские скинхеды танцуют Moonstomp у магазина в Лондоне

Эти люди все дальше уходили от рафинированности модов, и через несколько десятилетий связь двух субкультур едва прослеживалась. Но остановимся поподробнее на скинхедах первого поколения, так называемых традиционных скинхедах (Traditional Skinheads). 

Как они выглядели? К привычным для модов брюкам «Ста-Прест» (англ. Sta-Prest), которые отлично держали форму, добавилось ещё несколько не менее практичных элементов: джинсы, подтяжки и тяжелые рабочие ботинки. Стрижки стали короче и проще. Некоторые, по моде руд-боев или из практичности рабочих, брились практически наголо. Скинхеды носили любимые модами и хард-модами мохеровые костюмы «Tonic Suit», однако со слегка удлиненным фасоном, и клетчатые рубашки «button-down», воротник которых фиксируется пуговицами. 

Клетчатые Button-Down Рубашки


Культовая шерстяная двойка Merc Tonic Suit, которую бренд выпускал для модов и скинов в течение многих лет

Классический Skinhead Look в коллекции Merc 2015 года
 
Восточный Лондон, 1980. Скины-скутеристы. Удлиненный пиджак от мохерового костюма Tonic в сочетали с джинсами на подворотах и мартинами. Справа - комбинация бомбера и Sta-Prest

Культовое фото — Лондон, 1969. Скинхеды и хиппи. Белые рубашки, узкие подтяжки, джинсы на подворотах и тяжелые ботинки Dr. Martines - классический скиновский лук конца десятилетия 

Лондон, Скинхеды 70-х

Лондонские скинхеды в 1972 году

Тартановая Button-Down Рубашка 



Merc Sta-Prest
 

Узкие Подтяжки Merc
 

Огромной популярностью пользовались классические рубашки поло и знаменитый бомбер MA-1, ставший впоследствии иконой образа субкультуры и фактически её синонимом. Не исчезли из гардероба хард модов-скинхедов и куртки Харрингтон. Среди верхней одежды также пользовалась успехом ветровка Monkey Jacket — полуспортивный бомбер с окаймляющими полосками на воротнике, рукавах и резинке снизу, рабочая куртка британских докеров Donkey Jacket и, конечно, легендарное пальто кромби!.

Любопытной деталью была манера подворачивать брюки. Вначале слегка, чтобы были видны ботинки, затем сильнее, чтобы показать цветные носки, взятые из стиля руд-боев. По воспоминаниям тех лет, как-то раз организаторы концерта дали знаменитому певцу регги Дезмонду Деккеру костюм, а он попросил укоротить брюки на пятнадцать сантиметров. В подражание своему кумиру подростки стали подворачивать свои брюки. Не говоря о том, что в определенной мере мистер Деккер поспособствовал и моде на короткие стрижки среди восторгавшихся им будущих скинхедов.


Британская группа Slade — икона скинхед движения второй половины 60-х, 1969  

Кромби пальто — центральная деталь образа британских скинхедов ранних 1980-х

Британские скинхеды конца 1970-х в куртке Donkey Jacket

Классическое поло на юном британском скинхеде в 1983 году

Пальто Merc Crombie Coat





Классические Рубашки Поло
 

Merc Donkey Jacket


Обувались скинхеды в лоферы – туфли без шнурков, отчасти напоминающие мокасины, и броги – туфли с перфорацией. Эта обувь была наследием модов. Визитной же карточкой, наравне с подтяжками и бритой головой, стали ботинки фирмы Dr. Martens. Безусловно, как бывает с любой субкультурой или модной тенденцией, многие скинхеды слепо копировали данный образ, который легко было сымитировать любому представителю рабочего класса. Безусловно, скинхеды и не хотели выглядеть как франты, как модники и студенты художественных университетов. Но настоящие британские скинхеды конца шестидесятых славились как люди с тонким вкусом, умением подать себя и ботинками, в которых можно было разглядеть свое отражение.

Что касается времяпрепровождения, скинхеды не занимались чем-то неожиданным для представителей молодежи из рабочего класса. Они ходили в клубы, где до потери пульса танцевали ска или напивались пива до сходного состояния. Как и моды, скинхеды любили покататься на скутере. Посещали они и футбольные матчи. Данный вид спорта традиционно является самым популярным в Великобритании и неудивительно, что скинхеды вместе со всеми стремились на стадионы. Порой споры о футбольных предпочтениях выливались и в драки. 

Конечно же, скинхеды, будучи молодыми людьми с желанием выглядеть мужественно и сурово, дрались. Дрались с рокерами, с хиппи, друг с другом. Откровенно говоря, практичность в одежде, которая отличала скинхедов от щеголей-модов, и нужна была на случай «непредвиденных» обстоятельств. Однако главной, подлинной и даже единственной страстью первых скинхедов был не футбол и не драки, а музыка. Многие из скинхедов того поколения стали серьезными коллекционерами пластинок, а о посещаемости клубов, в которых в конце шестидесятых можно было танцевать ска, не приходится и говорить.

 

Скутер скинхед, Англия, 1969

Арест Денни Экклза  скинхеда и лидера молодого состава околофутбольной фирмы Chelsea Shed Boys, 1969 

Вокзал английского города Саутенд-он-Си, май 1970. Полиция досматривает группу скинхедов, приехавших отдохнуть на побережье на время Банковских каникул

Воспитательная беседа не увенчалась успехом: скинхеды устраивают беспорядки на пляже Саутенда, весна 1970

Кризис доверия: полицейский обыскивает скинхеда - фаната Челси. Начало 70-х

Шестьдесят девятый год принято считать расцветом культуры скинхедов. Популярность движения была на пике. Большого успеха добились тогда в Англии музыканты Дезмонд Деккер, Деррик Морган и Макс Ромео. Эти и другие исполнители привили скинхедам любовь к регги — жанру, который стал следующим витком развития ямайской музыки после менто, ска и рокстеди. Некоторые группы, игравшие то, что ретроспективно назовут «скинхед-регги» (например, The Pyramids), даже сочиняли и записывали песни специально для скинхедов ("Skinhead Girl", "Skinhead Jamboree", "Skinhead Moonstomp" и др.). 

Приложение к британскому музыкальному журналу, выпуск от 01.09.1969. "Skinhead girls захватили власть на танцполе!!!" 

1982 — Раннее фото фронтмена британской группы The Stone Roses Иана Брауна времен его скинхедства. У Брауна было пять или шесть скутеров, в том числе Vespa Rally 200 с надписью на панели заднего колеса «Штурмовики в ста-престах», вдохновленной одноименным треком андеграундной Oi! команды The Last Resort. 

 
 
В самом начале семидесятых, как шутят некоторые скинхеды, волосы у них на головах отросли, и они стали называться Сьюдхедами (англ. Suedehead). Волосы сьюдхеды действительно предпочитали более длинные, чем скинхеды. Стиль одежды стал более формальным и элегантным. Если скинхеды надевали пиджаки и брюки «ста-прест», отправляясь в клуб, сьюдхедов можно было встретить в таком виде и в будний день. Зачастую вместо тяжелых рабочих ботинок предпочтение отдавалась брогам и лоферам. С другой стороны, именно в начале семидесятых скинхеды и сьюдхеды стали носить знаменитые ботинки Dr. Martens. Неотъемлемой частью гардероба стали свитеры с V-образным вырезом, которые сьюдхеды носили с клетчатыми рубашками. Воротнички последних обязательно были выполнены в стиле «button-down».


.png




Английские скинхеды 70-х. Черные Харрингтоны, рубашки поло, спущенные подтяжки

Кэжуальные скинхеды конца 70-х. Хрестоматия стиля: минни купер, клетчатые рубашки button down, знаковый красный Харрингтон, куртка Monkey Jaket, укороченные брюки Sta-Prest, черные лоферы
 
Ветровка Merc Monkey Jacket


Предпочтение в дизайне пиджаков отдавалось клетке, в частности плетению Глен, узору «гусиные лапки». Брюки «ста-прест» вытесняли джинсы. В качестве верхней одежды сьюдхеды выбирали кромби. Теперь эти пальто считаются основной верхней одеждой любого скинхеда, предпочитающего классический стиль. Все такой же любовью пользовались рубашки-поло. Не вышли из моды и подтяжки. Что касается музыкальных пристрастий, над сердцами сьюдхедов по-прежнему властвовали ритм-энд-блюз, соул, ска, рокстеди и регги.

Старый знакомый Саутенд 10 лет спустя. Английские скинхеды приехали отдохнуть на Банковские каникулы, 1979

Классический английский клетчатый орнамент Глен

Книга английского писателя Ричарда Аллена "Сьюдхед", 1971

Сьюдхеды и скины — фанаты Тоттенхэма, 70-е 

Таким образом, отчасти вернувшись к традиционному образу модов и добавив лоска, сьюдхеды во многом оставались скинхедами. Существуя какое-то время параллельно с ними, в дальнейшем они смешались в один общий стиль.

Немаловажным витком в истории скинхедов стали бутбои (англ. bootboys), которые существовали параллельно со сьюдхедами и смузи в первой половине семидесятых. Определенно, они интересовались стилем скинхедов рубежа шестидесятых-семидесятых гораздо больше, чем смузи. Бутбои вернули тяжелые рабочие ботинки и джинсы, хотя зачастую оставляли волосы не слишком короткими и носили широкие брюки, известные как «оксфордские мешки». Из динамиков по-прежнему звучало ска и скинхед-регги. Эти люди запросто могли попасть в криминальные хроники, т.к. зачастую становились футбольными хулиганами. 

Фанатское движение набирало обороты: появлялись организованные группировки, которые называют фирмами. Столкновения между радикально настроенными болельщиками становились все более частыми, и полиция на матчах постоянно была настороже.

Британские бутбои 70-х

Повышенное внимание со стороны стражей порядка привело к тому, что футбольные фанаты стали маскироваться под законопослушных граждан. На рубеже семидесятых и восьмидесятых таких болельщиков стали называть «кэжуалс» (англ. “casuals”). Они носили дорогую одежду и внешне выглядели весьма интеллигентно. Такой образ хулигана не вызывал должного ужаса у читателей, и пресса тиражировала фотографии бритоголовых татуированных скинхедов и называла их главной проблемой футбола. Газеты нисколько не заботил тот факт, что люди дрались не потому, что были скинхедами – они дрались потому, что были футбольными фанатами.

Скины - фанаты Вест Хэма Юнайтед, начало 80-х

Говоря о периоде семидесятых-восьмидесятых нельзя не отметить, что многие подростки стали присоединяться к скинхедам из среды панк-рока. Таким скинхедам была близка музыка групп Sham 69, Cock Sparrer, Angelic Upstarts и др. Этот жанр ретроспективно назовут “Oi”. Молодые люди перенимали друг у друга идеи и взгляды на жизнь. Появились панки, испытали возрождение субкультуры моды, многие яростно увлеклись футболом или политическими доктринами самого разного толка. В частности, в рабочей среде были сильны позиции националистической партии «Британский национальный фронт» [Эта партия вела активную пропаганду в фанатской среде и выпускала популярный молодежный журнал «Бульдог», который читали скинхеды. Ультрас Челси, Лидса, Ньюкасла и, в первую очередь, Ливерпуля особенно отличались расистскими акциями  примечание Merc].

 

 
 
Фотосессия рядом с офисом ФК Вест Хэма Юнайтед, Лондон, начало 80-х

Серьезные парни. Моб скинхедов настроен решительно. Восточная Англия, 80-е


В политике всегда присутствует определенный дуализм и политическими противниками данной партии были ультралевые политические движения. Фундаментальные различия идеологий и политизированность молодежи тех лет привели к тому, что и многие скинхеды, как важная часть общества, не остались в стороне и стали принимать или отвергать новые веяния. 

[Значительная часть скинхедов, в первую очередь, связанная с околофутбольным движением, стала отождествлять себя с ультраправыми идеями и называться НС-скинхедами (бритоголовыми), в то время как их оппоненты, также выходцы из традиционных скинхедов, организовали субкультуру антифа, известную как Sharpies (шарпы)  примечание Merc].


Английские шарпы конца 70-х

Английские бритоголовые 80-х

Обложка современного художественно-документального минни-сериала "Это Англия" английского режиссера Шейна Медоуза о скинхедах 80-90-х
 
 

  

 
 

«Я был скинхедом с 1978/79-го года. Поначалу моей музыкой было ска… затем (в начале 80-х), я стал часто ходить на oi-концерты… Было много драк, но не потому что мы были скинхедами, просто футбол был тогда таким, я думаю, СМИ пытались представить это так, что ВСЕ скинхеды были головорезами и являлись самой большой проблемой футбола, но правда в том, что большинство футбольных хулиганов были кэжуалс, но фото молодого парня с пробором и в джемпере не помогало продать газету так, как фото татуированного скинхеда. Нас называли по-разному в зависимости от взглядов, в основном политических, или стиля одежды. Невероятно, насколько разнообразна культура скинхедов…»

Алан Джесс Уэбстер

 

В целом рубеж семидесятых-восьмидесятых стал для страны временем острых социальных проблем. Кто-то старался остаться в стороне, кто-то становился их отражением.

Взаимоотношения в обществе, в молодежной культуре и в среде самих скинхедов сплелись в тугой клубок противоречий. Но это другая история.

Сергей Кошелев

Специально для www.merclondon.ru

 



Posted By Merc Russia on 12 окт 2014

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!