Развернуть меню

Ваша корзина
пока пуста

Оформить заказ

Развернуть каталог

развернуть левое меню

Субкультуры. Моды — очень британский феномен


Британская культура распространяется по миру не первое столетие, и даже крушение колониальной империи и бремя войны не ослабило её влияние. Английская чопорность и приверженность традициям стала притчей во языцех, но сложно переоценить вклад этой страны в культуру молодёжную, не терпящую застоя, стремящуюся к свободе и новизне.

Одним из самых ярких примеров этого феномена является субкультура модов, истоки которой следует искать среди молодёжи конца 50-х годов. В те годы словом «модернист» называли поклонников современного джаза, противопоставляя их любителям джаза традиционного. Модернисты, или сокращённо «моды», разбирались в бибопе, увлекались идеями экзистенциализма и одевались в стильные костюмы

Аутентичное и современное издание книги английского журналиста и писателя Колина Макиннеса о новом поколении лондонской молодежи, в которой впервые использован термин «Мод», 1959 год

Отчасти мод-движение появилось как своеобразный ответ британской субкультуре Тедди-боев - криминализированной молодежи из рабочей среды, слушавшей американский блюз и стремившейся подражать «золотой молодежи», одеваясь по моде эпохи короля Эдуарда VI. 

Лондонские Тедди Бои, 1954

Тедди Бои середины 50-х, Кенсингтон, западный Лондон

Касательно социального слоя ранних модов мнения несколько расходятся: некоторые считают их выходцами из рабочей среды, другие же полагают, что их породил средний класс лондонского Ист-Энда. В частности, на возникновение модов могла оказать сильное влияние культура битников и молодых представителей лондонской богемы.

Британские моды в фиштейл парках, 1963

Английские моды приехали на скутерах в Брикстон, южный Лондон, 1963

Образ жизни модов конца пятидесятых - начала шестидесятых годов, - независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко злоупотребляющих амфетаминами, ещё не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось всё больше и больше молодых людей. 

Стиль первых британских модов начала 60-х

Этому способствовала и атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться всё больше молодёжи из рабочей среды, и кроме джаза всё чаще зазвучал ритм-энд-блюз. Пленённые зажигательностью записей лейблов Стакс, Чесс, Атлантик и Мотаун, дикой энергией блюза Мадди Уотерса, Бо Диддли и Хаулин Вулфа, ритмичностью ска, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали в себе чувство стиля и любовь к музыке.

Юные моды танцуют блюз, Англия, Базилдон, графство Эссекс, 1963

Моды английского города Брайтон - второй после Лондона столицы мод-движения, 1964

Пока талантливые музыканты туманного Альбиона осваивали новую музыку, коллекционеры пластинок с радостью хвастались свежими записями гениальных американских исполнителей: Ли Дорси, Сэма Кука, Джеки Уилсона, Артура Александера, Джеймса Брауна и других любимцев модов начала шестидесятых. 

К середине десятилетия вершин успеха достигли Марвин Гей, Вилсон Пикетт, Отис Реддинг, Доби Грей, Смоки Робинсон, группы The Supremes и Martha & The Vandellas. 

Завоевали сердца модов и британские коллективы, такие как Georgie Fame & The Blue Flames, Zoot Money’s Big Roll Band и Graham Bond Organization. Под их хиты молодёжь оставляла последние силы на танцполе, отдав последние деньги за новый костюм. 

Одетые с иголочки моды в лондонском кафе, 1966

Субкультура – феномен более содержательный, чем идеально подобранная одежда, танцы и музыка, но без этих слагаемых моды немыслимы. Излюбленными местами модернистов стали лондонские клубы The Scene, The Flamingo, и The Marquee, а также манчестерский Twisted Wheel. Эти легендарные для современных модов заведения оказали значительное влияние на культуру послевоенной Британии. Клуб Flamingo принимал у себя многих звёзд первой величины, включая Сару Вон, Эллу Фитджеральд, Стиви Вандера, а также помог британцам познакомиться с ямайским ска.

Моды на вечеринке Zoot Money в клубе Фламинго, Лондон, 1964 

В клубе The Marquee выступал Алексис Корнер, которого назовут отцом британского блюза. Через его собранную в 1961-м году группу Blues Incorporated пройдут выдающиеся британские музыканты из The Rolling Stones, The Cream и многих других команд, о чьих беспрецедентных мировых успехах будут говорить как о «Британском вторжении».

 
Клубный концерт Blues Incorporated, Лондон, 1961. Слева-направо: Dave Stevens, Dick Heckstall-Smith, Alexis Korner, Jack Bruce, Mick Jagger, Cyril Davies
 
С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, The WhoThe Small Faces и десятки других английских групп.

Обложка журнала Time за апрель 1966г - первое упоминание термина "Свингующий Лондон"

Легендарная британская мод-группа The Who на стиле, 1966

 
Родоначальники мод-движения - британская группа The Kinks, середина 60-х

В сфере моды Великобритания также стала ведущим экспортёром: мини-юбка, этот символ сексуального раскрепощения, была придумана британским дизайнером Мэри Куант. Очаровательные британки Джин Шримптон и «Королева Модов» Твигги стали первыми топ-моделями с мировыми именами.

Твигги на обложке Vogue, октябрь 1967

Моды любуются на девушку в мини-юбке, Лондон, Carnaby st., 1965

Большая компания модов в лондонском Сохо, 1967

Британский флаг попал даже на пиджаки и платья. Заинтересованность в клиентах из числа модов привела к появлению марок одежды вроде Merc и бурному развитию  бутиков на знаменитой Карнаби-стрит в лондонском Сохо. Молодым людям теперь не обязательно было доставать костюмы от итальянских портных: английские им ничуть не уступали. Карнаби задавала тон, а весь мир внимал и копировал. 

Лондон, Карнаби стрит, 1967

Моды пришли на Карнаби приодеться, Лондон, 1967

Модная компания на Carnaby street, Лондон, 1966

На телевидении отражением британского вторжения стали такие шоу как «Ready Steady Go!» и «Top of The Pops». Ready Steady Go, начинавшая в 1963-м году как заурядная музыкальная передача, быстро сменила стиль, став знаменитым на весь мир молодёжным шоу о музыке, моде и модах.

Битлз - живое выступление на телевизионной программе "Ready, Steady, Go!", 20 марта 1964


Моды и скутеры, Лондон, 1967

Определённо можно сказать, что рост популярности субкультуры способствовал консюмеризму, но вместе с тем внимание к модам со стороны общественности показывало, что молодёжь начинает играть в консервативном обществе Великобритании гораздо более заметную роль. На их жизнь, проблемы и нужды начали обращать чуть больше внимания. Не всегда это внимание было на руку модам: в частности, в мае 1964-го вся страна узнала об их жестоких столкновениях с рокерами на пляжах южной Англии в Брайтоне, а правительство начало глушить пиратские радиостанции, сориентированные на неуемных британских тинэйджеров.


Моды против рокеров, Англия, Брайтон, 1964

Однако в определённый момент наступило пресыщение. Мода, в отличие от стиля, вещь преходящая, а во второй половине шестидесятых речь шла именно о моде на соответствующую субкультуру. Молодёжь в среднем переставала руководствоваться чутьём и носила увиденное на шоу Ready, Steady, Go!, группы играли ту, а не иную музыку, так как она была востребована, а моды первого поколения просто-напросто взрослели и отрешались от повальной истерии. 

После пика наступил спад, и к концу шестидесятых годов моды, как бы это ни звучало, практически вышли из моды. Кто-то, включая музыкантов, увлёкся находившейся на пике популярности психоделической музыкой, а кто-то сделал акцент на своё рабочее происхождение. Такие моды («хард моды») стали теми, кого назвали скинхедами.

Хард моды, Англия, Ковентри, 1969

Хард моды (скинхеды) и хиппи, площадь Пикадилли, Лондон, 1967

Однако первой массовой молодёжной субкультуре Великобритании предстояло стать ещё и самой долгоживущей, потому как было в ней нечто, далеко выходящее за рамки очередной модной тенденции. Заметно это стало всего через несколько лет после спада.

Со второй половины семидесятых соул-музыка приобретала всё более фанковое звучание, не импонировавшее модам-пуристам, в особенности проживающим на севере Англии. Увлечение редкими и уже старомодными записями без примеси фанка вылилось в движение, названное Северным соулом (Nothern Soul). В его рамках очень активно развивалась танцевальная составляющая культуры модов и характерные для северного соула танцы теперь стали визитной карточкой направления. Ко второй половине семидесятых северный соул вышел на пик популярности и распространился по всей Северной Англии и Мидлендс.  


Клуб Casino - мекка поклонников Северного соула 70-х, Англия, Уиган

В конце декады возникло направление «Mod Revival» - буквально «мод-возрождение». Этот музыкальный жанр вобрал в себя элементы современных ему панк-рока и нью вейва, а также пауэр-попа в духе The Who и Small Faces – порождения мод-сцены шестидесятых. Мод-ривайвл подарил музыке немало успешных групп, среди которых наибольшую известность приобрела легендарная The Jam во главе с Полом Уэллером. 

The Jam на Карнаби стрит, Лондон, 1979

Живое выступление The Jam в передаче Top Of The Pops, ноябрь 1979

Обложка британского журнала Observer, посвященная Возрождению модов, 1979

Стиль одежды модов в целом остался прежним – элегантные брюки, костюмы, парки, рубашки и поло. Уэллер ввёл моду на двухцветные ботинки, которые можно было увидеть в шестидесятые на Брайане Джонсе, Роджере Долтри и других рок-звёздах. Не забыли моды и о полюбившихся им ещё в первую волну итальянских мотороллерах Vespa и Lambretta.

Моды эпохи Mod Revival у знаменитого клуба Марки, Лондон, 1979

Моды эпохи Mod Revival, Англия, Бертон, 1979

В восьмидесятые годы северный соул приобрел новых поклонников. Также, некоторые моды обратили внимание на современный им ска лейбл “2 Tone” и редкие записи шестидесятых годов, получившие новую жизнь благодаря переизданиям и названные специалистами фрикбитом. Этот термин стали применять по отношению к музыке, представляющей собой переходную ступень от ритм-энд-блюза к психоделии и прогрессивному року. 

Где-то неподалёку от мод-сцены пребывал и гаражный рок, полюбившийся некоторым модам ещё в период своего возникновения в середине 60-х, а ныне, как и фрикбит, оживлённый многочисленными переизданиями старых композиций и группами, черпающими в них своё вдохновение.

Тихий час на пляже в Брайтоне, начало 80-х

Моды из группировки Coventry boys, Англия, Ковентри, 1981

В девяностые годы мод-ривайвл семидесятых сам послужил основной для новой британской музыки – бритпопа, а многие исполнители продолжили подпитываться идеями непосредственно шестидесятых годов, в их числе, конечно же, Oasis и Blur. Само мод-движение повзрослело, стало более светским и трендовым, но ничуть не опопсовилось. 

Братья Галлахеры из Oasis и футболка с символикой Северного соула, середина 90-х

Гитарист Blur Грэм Коксон в своем именном пиджаке Merc в магазине Merc на Карнаби, 2006

Моды начала нулевых в знаменитых пижонских приталенных костюмах от Merc

Тусовка модов начала нулевых в одежде Merc

Сейчас, в двадцать первом веке, культура модов не теряет своей актуальности. Перед современными модами стоит широчайший выбор – для кого-то по душе тот самый джаз, соул и ритм-энд-блюз, для кого-то родная стихия – акробатический вихрь северного соула, для кого-то икона стиля – Пол Уэллер, и все они находят единомышленников – слушателей, диджеев и музыкантов. 

Нетрудно найти и лейблы звукозаписи, марки одежды, модели скутеров и проигрыватели пластинок, удовлетворяющие взыскательным вкусам современных модернистов. 

Образ Merc второй половины нулевых


Невероятно эффектный модовский костюм Merc коллекции 2008 - такой носили участники группы The Who
 
Фиштейл парка - символ гардероба модов всех времен и важнейший элемент стиля Merc
 

С момента появления модов прошло полвека, а их культура все так же привлекает в свои ряды ценителей богатейших музыкальных традиций, не перестающих подпитывать музыкантов со всего света, и людей, очарованных сдержанной элегантностью британского стиля, ставшего классическим, но оставшегося удивительно современным.

 

Сергей Кошелев

Специально для www.merclondon.ru




Posted By Merc Russia on 29 Июл 2014

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!